Главный русский оперный режиссер Дмитрий Черняков

TatlerКультура

Preview / Режиссер

Желез­ный Феликсович

Режис­сер-ре­во­лю­ци­о­нер Дмит­рий Чер­ня­ков твер­дой ру­кой вы­би­ва­ет пыль из опер­но­го ан­ти­ква­ри­а­та. В июле на Ривье­ре он сде­ла­ет ге­не­раль­ную убор­ку «Кармен».

Текст: Алек­сей Тар­ха­нов («Ъ»). Фото: Алек­сей Константинов

Режис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков дав­но уже Дмит­рий Фелик­со­вич, но все на­зы­ва­ют его Митя. Это не от па­ни­брат­ства, па­ни­брат­ства он не лю­бит, а от при­ли­ва чувств. На каж­дую его по­ста­нов­ку — в Париж, Лион, Мюн­хен, Цюрих — при­ез­жа­ет огром­ная ком­па­ния рус­ских дру­зей и по­клон­ни­ков. В ней про­дю­се­ры, жур­на­ли­сты, му­зы­ко­ве­ды и про­чие млад­шие на­уч­ные со­труд­ни­ки со­сед­ству­ют с ген­ди­рек­то­ра­ми, вице-пре­зи­ден­та­ми, крем­лев­ски­ми пресс-сек­ре­та­ря­ми и про­чи­ми гла­ва­ми «Газпрома».

В ап­ре­ле на па­риж­ской пре­мье­ре «Сне­гу­роч­ки» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва треть, а то и по­ло­ви­на зала была наша, рус­ская, спе­ци­аль­но сле­тев­ша­я­ся в Опе­ру Басти­лии. Фран­цуз­ская пуб­ли­ка лю­бит на пре­мье­рах бу­кать, но на этот раз как воды в рот на­бра­ла. То ли про­ник­лась бе­рен­де­е­вым цар­ством, то ли по­чув­ство­ва­ла, что бук­ни толь­ко — и раз­не­сут на кус­ки, как Бастилию.

Аида Гари­фул­ли­на в за­глав­ной роли в спек­так­ле «Сне­гу­роч­ка» в па­риж­ской Опе­ре Бастилии, 2017.

Я вспо­ми­наю на­ча­ло ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва, ко­гда в свою род­ную Моск­ву в кон­це де­вя­но­стых он вер­нул­ся два­дца­ти­вось­ми­лет­ним про­вин­ци­аль­ным ре­жис­се­ром. При­вез на «Золо­тую мас­ку» сде­лан­но­го им в но­во­си­бир­ском те­ат­ре «Моло­до­го Дави­да» на му­зы­ку ека­те­рин­бурж­ца Вла­ди­ми­ра Кобе­ки­на. «Мас­ку» не дали, но спек­такль за­ме­ти­ли и поз­во­ли­ли — спа­си­бо Вале­рию Гер­ги­е­ву — по­ста­вить в Мари­ин­ском те­ат­ре «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ките­же и деве Фев­ро­нии». Пер­вая и, воз­мож­но, глав­ная ра­бо­та Чер­ня­ко­ва по Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву, ме­ня­ясь, про­шла по­том сле­дом за ним по раз­ным опер­ным сце­нам мира. На ней мы и уви­де­ли, что за ре­жис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков и в чем он нам, если мож­но так вы­ра­зить­ся, Митя.

Ну и Рим­ский-Кор­са­ков с тех пор тоже в его ко­ман­де. А еще в ней Глин­ка, Мусорг­ский, Чай­ков­ский, Шоста­ко­вич. Чер­ня­ков ока­зал­ся сей­час пол­но­моч­ным пред­ста­ви­те­лем рус­ской опе­ры на западе.

— Я став­лю рус­ские опе­ры не по­то­му, что я из Рос­сии, а по­то­му, что я их люб­лю, — го­во­рит мне на это Чер­ня­ков. — Это все­гда было моим соб­ствен­ным же­ла­ни­ем. Я ни­ко­гда не счи­тал, что меня по­ме­ща­ют в ре­зер­ва­цию, я ведь ста­вил Ваг­не­ра и Вер­ди, Бер­га и Моцар­та. Мне очень нра­вит­ся, что я могу пре­под­не­сти вещи, ко­то­рые мы зна­ем с дет­ства, а здесь их и не слы­ша­ли, как ту же «Сне­гу­роч­ку». До того как мы по­ста­ви­ли с Барен­бой­мом «Игро­ка» в Бер­ли­не, это была ма­ло­из­вест­ная «рус­ская опе­ра», ко­то­рую при­во­зи­ли на га­стро­ли, в ос­нов­ном из Мари­ин­ско­го те­ат­ра. Теперь опе­ра Про­ко­фье­ва даже без рус­ских со­ли­стов и рус­ских те­ат­ров идет вез­де: в Ковент-Гар­ден, Франк­фур­те, Вене и Амстер­да­ме. Когда я ду­маю, что это и бла­го­да­ря на­ше­му спек­так­лю, я чув­ствую себя очень довольным.

Одна­ко до­воль­ны не все. Когда ор­де­на Лени­на ди­ри­жер Юрий Темир­ка­нов го­во­рит, что от­дель­ные горе-ре­жис­се­ры «пре­вра­ща­ют ве­ли­кую му­зы­ку Моцар­та, Чай­ков­ско­го, Ваг­не­ра в со­про­вож­де­ние сво­их ду­рац­ких вы­ду­мок» — это ка­му­шек из­вест­но в чей ого­род. Гали­на Виш­нев­ская шесть лет на­зад во­об­ще от­ка­за­лась празд­но­вать юби­лей в те­ат­ре, осквер­нен­ном чер­ня­ков­ски­ми «Рус­ла­ном и Люд­ми­лой». А про «Евге­ния Оне­ги­на» ска­за­ла: «Уте­ша­ет лишь мысль, что это бес­стыд­ство про­изо­шло не на сце­не Боль­шо­го». Не на Исто­ри­че­ской сце­не, име­ла она в виду, — так-то «Оне­гин» бла­го­по­луч­но идет на Новой сце­не по сей день.

Да, ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва — ко­неч­но, рус­ская клас­си­ка, но со­всем не та рус­ская клас­си­ка, под ко­то­рую мы слад­ко зе­ва­ли с дет­ства. Его стиль — ста­рая, за­слу­жен­ная опе­ра, ко­то­рая не­ожи­дан­но просну­лась и удив­лен­но та­ра­щит гла­за, ока­зав­шись в стрес­со­вых усло­ви­ях, в не­ожи­дан­ных де­ко­ра­ци­ях, в но­вых об­сто­я­тель­ствах. Их ре­жис­сер все­гда при­ду­мы­ва­ет сам, с со­вре­мен­ны­ми ак­те­ра­ми (а не толь­ко пев­ца­ми) и глав­ное — с со­вре­мен­ны­ми, по­нят­ны­ми нам, мо­ти­ва­ми действий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шарлиз Терон: «Я не буду судиться с тем, кого любила» Шарлиз Терон: «Я не буду судиться с тем, кого любила»

Интервью с Шарлиз Терон

Psychologies
Нарушая правила Нарушая правила

Шакира о любви, браке и уверенности в себе

Cosmopolitan
Новый сезон универа Новый сезон универа

Истории девушек, которые смогли поступить в зарубежные вузы

Glamour
Светлые головы Светлые головы

Как выбрать модный, подходящий именно тебе цвет блонд

Лиза
Мы исполняем только те песни, которые хотим исполнить Мы исполняем только те песни, которые хотим исполнить

Бессменный фронтмен Depeche Mode Дейв Гаан о том, кто в группе поет хуже всех

Playboy
“У меня есть лучший друг. Это я сам” “У меня есть лучший друг. Это я сам”

Светлана Кривцова уверена: всегда есть тот, кто меня не бросит, и это – я сам

Psychologies
Папа остается с грудничком: что нужно знать? Папа остается с грудничком: что нужно знать?

Что делать, если вам вдруг придется пробыть наедине с малюткой целый день?

9 месяцев
Время людей Время людей

Антропоцен – время, когда человек оказывает глобальное влияние на всю планету

Популярная механика
Забуксовал на старте Забуксовал на старте

Сработает ли онлайн-аукцион на первичном рынке авто?

Forbes
Mazda CX-5 Mazda CX-5

Своим появлением это кроссовер изменил представление о марке Mazda

АвтоМир
София Коппола — о том, как выбрать идеальную песню для фильма София Коппола — о том, как выбрать идеальную песню для фильма

Режиссер рассказывает истории о лучших музыкальных моментах своих фильмов

Правила жизни
Про любовь Про любовь

Как небольшая мастерская превратилась в крупную промышленную компанию

AD
Веселей с друзьями Веселей с друзьями

Скарлетт Йоханссон о съемках в новой комедии и не только

Glamour
Йога с партнером: 10 асан, чтобы наладить отношения и пробудить чувства Йога с партнером: 10 асан, чтобы наладить отношения и пробудить чувства

Контактная йога – одно из современных направлений древней практики. Она включает в себя элементы хатха-йоги, акробатики и тайского массажа. Инструктор Лилия Карцева о том, как контактная йога помогает настроиться друг на друга и внести в отношения свежесть и творчество.

Psychologies
Мир через 100 лет Мир через 100 лет

Глеб Буряк о том, чего нам ждать в следующем столетии

Playboy
Сеть против свободы слова Сеть против свободы слова

Интернет хотят ограничить не только в Китае, но и на Западе

CHIP
Audi A4 Audi A4

Единодушия мнений по Audi A4 четвертого поколения (индекс В8) в сети не ищите

АвтоМир
Рожденные революцией Рожденные революцией

Суррогатное материнство выходит из тени

Tatler
Виртуальный кайф Виртуальный кайф

Что происходит за кулисами многомиллиардной VR-индустрии, производящей порно

Playboy
Никогда не поздно Никогда не поздно

Новые отношения после 40

Домашний Очаг
Время лечит Время лечит

Принятое в идеальное время лекарство оказывает максимальный эффект

Лиза
Человек играющий Человек играющий

Сэр Пол Смит уверяет, что чувство юмора и самоирония помогают ему в работе

The Rake
Как обрести гармонию: 6 японских ритуалов Как обрести гармонию: 6 японских ритуалов

Хотите очистить разум, снизить уровень стресса и обрести состояние покоя? Присмотритесь к традиционным ритуалам японской культуры, которая превыше всего ставит внутреннюю гармонию.

Psychologies
Логика Ло Логика Ло

За что мы столько лет любим Джей‑Ло

GQ
Что естественно, то прекрасно Что естественно, то прекрасно

Нас будут окружать вещи, соавторами которых наравне с людьми выступят компьютеры

Популярная механика
Нить Арианы Нить Арианы

Ариана Гранде не боится провокаций и откровенных вопросов

Cosmopolitan
Елена Ксенофонтова: Я очень люблю дарить подарки Елена Ксенофонтова: Я очень люблю дарить подарки

Интервью с Еленой Ксенофонтовой

Лиза
Дом или барак Дом или барак

Что будет на месте снесенных пятиэтажек, если строить как всегда

Русский репортер
«Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя «Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя

Успеть все – таков девиз современности. Выкладываясь по полной программе на работе и дома, мы чувствуем, будто нас разобрали на кусочки. Тренер Ольга Армасова уверена, что, распределяя силы иначе, мы вернем себе цельность.

Psychologies
Дружба крепкая? Дружба крепкая?

Есть ли выход из "френд-зоны"?

Cosmopolitan
Открыть в приложении