Главный русский оперный режиссер Дмитрий Черняков

TatlerКультура

Preview / Режиссер

Желез­ный Феликсович

Режис­сер-ре­во­лю­ци­о­нер Дмит­рий Чер­ня­ков твер­дой ру­кой вы­би­ва­ет пыль из опер­но­го ан­ти­ква­ри­а­та. В июле на Ривье­ре он сде­ла­ет ге­не­раль­ную убор­ку «Кармен».

Текст: Алек­сей Тар­ха­нов («Ъ»). Фото: Алек­сей Константинов

Режис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков дав­но уже Дмит­рий Фелик­со­вич, но все на­зы­ва­ют его Митя. Это не от па­ни­брат­ства, па­ни­брат­ства он не лю­бит, а от при­ли­ва чувств. На каж­дую его по­ста­нов­ку — в Париж, Лион, Мюн­хен, Цюрих — при­ез­жа­ет огром­ная ком­па­ния рус­ских дру­зей и по­клон­ни­ков. В ней про­дю­се­ры, жур­на­ли­сты, му­зы­ко­ве­ды и про­чие млад­шие на­уч­ные со­труд­ни­ки со­сед­ству­ют с ген­ди­рек­то­ра­ми, вице-пре­зи­ден­та­ми, крем­лев­ски­ми пресс-сек­ре­та­ря­ми и про­чи­ми гла­ва­ми «Газпрома».

В ап­ре­ле на па­риж­ской пре­мье­ре «Сне­гу­роч­ки» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва треть, а то и по­ло­ви­на зала была наша, рус­ская, спе­ци­аль­но сле­тев­ша­я­ся в Опе­ру Басти­лии. Фран­цуз­ская пуб­ли­ка лю­бит на пре­мье­рах бу­кать, но на этот раз как воды в рот на­бра­ла. То ли про­ник­лась бе­рен­де­е­вым цар­ством, то ли по­чув­ство­ва­ла, что бук­ни толь­ко — и раз­не­сут на кус­ки, как Бастилию.

Аида Гари­фул­ли­на в за­глав­ной роли в спек­так­ле «Сне­гу­роч­ка» в па­риж­ской Опе­ре Бастилии, 2017.

Я вспо­ми­наю на­ча­ло ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва, ко­гда в свою род­ную Моск­ву в кон­це де­вя­но­стых он вер­нул­ся два­дца­ти­вось­ми­лет­ним про­вин­ци­аль­ным ре­жис­се­ром. При­вез на «Золо­тую мас­ку» сде­лан­но­го им в но­во­си­бир­ском те­ат­ре «Моло­до­го Дави­да» на му­зы­ку ека­те­рин­бурж­ца Вла­ди­ми­ра Кобе­ки­на. «Мас­ку» не дали, но спек­такль за­ме­ти­ли и поз­во­ли­ли — спа­си­бо Вале­рию Гер­ги­е­ву — по­ста­вить в Мари­ин­ском те­ат­ре «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ките­же и деве Фев­ро­нии». Пер­вая и, воз­мож­но, глав­ная ра­бо­та Чер­ня­ко­ва по Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву, ме­ня­ясь, про­шла по­том сле­дом за ним по раз­ным опер­ным сце­нам мира. На ней мы и уви­де­ли, что за ре­жис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков и в чем он нам, если мож­но так вы­ра­зить­ся, Митя.

Ну и Рим­ский-Кор­са­ков с тех пор тоже в его ко­ман­де. А еще в ней Глин­ка, Мусорг­ский, Чай­ков­ский, Шоста­ко­вич. Чер­ня­ков ока­зал­ся сей­час пол­но­моч­ным пред­ста­ви­те­лем рус­ской опе­ры на западе.

— Я став­лю рус­ские опе­ры не по­то­му, что я из Рос­сии, а по­то­му, что я их люб­лю, — го­во­рит мне на это Чер­ня­ков. — Это все­гда было моим соб­ствен­ным же­ла­ни­ем. Я ни­ко­гда не счи­тал, что меня по­ме­ща­ют в ре­зер­ва­цию, я ведь ста­вил Ваг­не­ра и Вер­ди, Бер­га и Моцар­та. Мне очень нра­вит­ся, что я могу пре­под­не­сти вещи, ко­то­рые мы зна­ем с дет­ства, а здесь их и не слы­ша­ли, как ту же «Сне­гу­роч­ку». До того как мы по­ста­ви­ли с Барен­бой­мом «Игро­ка» в Бер­ли­не, это была ма­ло­из­вест­ная «рус­ская опе­ра», ко­то­рую при­во­зи­ли на га­стро­ли, в ос­нов­ном из Мари­ин­ско­го те­ат­ра. Теперь опе­ра Про­ко­фье­ва даже без рус­ских со­ли­стов и рус­ских те­ат­ров идет вез­де: в Ковент-Гар­ден, Франк­фур­те, Вене и Амстер­да­ме. Когда я ду­маю, что это и бла­го­да­ря на­ше­му спек­так­лю, я чув­ствую себя очень довольным.

Одна­ко до­воль­ны не все. Когда ор­де­на Лени­на ди­ри­жер Юрий Темир­ка­нов го­во­рит, что от­дель­ные горе-ре­жис­се­ры «пре­вра­ща­ют ве­ли­кую му­зы­ку Моцар­та, Чай­ков­ско­го, Ваг­не­ра в со­про­вож­де­ние сво­их ду­рац­ких вы­ду­мок» — это ка­му­шек из­вест­но в чей ого­род. Гали­на Виш­нев­ская шесть лет на­зад во­об­ще от­ка­за­лась празд­но­вать юби­лей в те­ат­ре, осквер­нен­ном чер­ня­ков­ски­ми «Рус­ла­ном и Люд­ми­лой». А про «Евге­ния Оне­ги­на» ска­за­ла: «Уте­ша­ет лишь мысль, что это бес­стыд­ство про­изо­шло не на сце­не Боль­шо­го». Не на Исто­ри­че­ской сце­не, име­ла она в виду, — так-то «Оне­гин» бла­го­по­луч­но идет на Новой сце­не по сей день.

Да, ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва — ко­неч­но, рус­ская клас­си­ка, но со­всем не та рус­ская клас­си­ка, под ко­то­рую мы слад­ко зе­ва­ли с дет­ства. Его стиль — ста­рая, за­слу­жен­ная опе­ра, ко­то­рая не­ожи­дан­но просну­лась и удив­лен­но та­ра­щит гла­за, ока­зав­шись в стрес­со­вых усло­ви­ях, в не­ожи­дан­ных де­ко­ра­ци­ях, в но­вых об­сто­я­тель­ствах. Их ре­жис­сер все­гда при­ду­мы­ва­ет сам, с со­вре­мен­ны­ми ак­те­ра­ми (а не толь­ко пев­ца­ми) и глав­ное — с со­вре­мен­ны­ми, по­нят­ны­ми нам, мо­ти­ва­ми действий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хулигаан Хулигаан

История музыканта Дэйва Гаана, умиравшего трижды

Esquire
Ford Mondeo Ford Mondeo

Mondeo – автомобиль вполне перспективный даже в обилии различных его модификаций

АвтоМир
София Коппола — о том, как выбрать идеальную песню для фильма София Коппола — о том, как выбрать идеальную песню для фильма

Режиссер рассказывает истории о лучших музыкальных моментах своих фильмов

Правила жизни
Как по нотам Как по нотам

Принцесса Black Star Кристина Си с легкостью собирает аншлаги на концертах

Glamour
Такая честная игра Такая честная игра

Гроза рестораторов Елена Летучая не всегда была такой отчаянной и бесстрашной

Добрые советы
Папа остается с грудничком: что нужно знать? Папа остается с грудничком: что нужно знать?

Что делать, если вам вдруг придется пробыть наедине с малюткой целый день?

9 месяцев
5 причин (не) любить молодых 5 причин (не) любить молодых

Какие (скрытые) достоинства есть у молодых?

Psychologies
Екатерина Кузнецова. В ожидании чуда Екатерина Кузнецова. В ожидании чуда

Жены партнеров вечно ко мне ревнуют. Один даже признался: «Моя тебя ненавидит»

Караван историй
Роботы и закон Роботы и закон

Кто будет отвечать, если робот причинит ущерб человеку?

CHIP
Kia Picanto Kia Picanto

Хорош собой, доступен, преисполнен простого, но настоящего корейского качества

АвтоМир
Мир через 100 лет Мир через 100 лет

Глеб Буряк о том, чего нам ждать в следующем столетии

Playboy
Мы исполняем только те песни, которые хотим исполнить Мы исполняем только те песни, которые хотим исполнить

Бессменный фронтмен Depeche Mode Дейв Гаан о том, кто в группе поет хуже всех

Playboy
Иванов день Иванов день

Интервью с Иваном Дорном

Cosmopolitan
Веселей с друзьями Веселей с друзьями

Скарлетт Йоханссон о съемках в новой комедии и не только

Glamour
Кузнецова своего счастья Кузнецова своего счастья

Знаменитая теннисистка — о конкуренции вне корта, допинг-контроле и мопеде

Русский репортер
Toyota Prius Toyota Prius

Самый популярный в мире гибридный автомобиль сменил поколение

АвтоМир
Личное дело? Личное дело?

Получить выговор, а то и вовсе потерять работу из-за поста в Сети?!

Лиза
Дарья Донцова: Муж находится элементарно, на щелчок! Дарья Донцова: Муж находится элементарно, на щелчок!

Интервью с Дарьей Донцовой

Лиза
«Любимые» грабли «Любимые» грабли

Почему-то мы не учимся на своем печальном опыте

Лиза
Забуксовал на старте Забуксовал на старте

Сработает ли онлайн-аукцион на первичном рынке авто?

Forbes
Молодежь заплатит за всех Молодежь заплатит за всех

Примут ли страховщики новый порядок расчета стоимости ОСАГО

АвтоМир
Маневры в зоне .ru Маневры в зоне .ru

Как зарабатывать на доменных именах

Forbes
Kia Picanto Kia Picanto

Хэтчбек третьего поколения прибыл в Россию только с пятидверным кузовом

АвтоМир
Алена Владимирская: «Не надо тащить детей в уходящий мир!» Алена Владимирская: «Не надо тащить детей в уходящий мир!»

Куда пойти учиться – вопрос, который возникает чаще у родителей, чем у детей. Особенно, в последнее время. Современные дети выросли в достатке: ценность денег у них девальвирована. Поэтому и работать надо начинать раньше. Где найти работу, почему родителям не надо давить на детей, и как помочь им определиться с делом жизни, мы поговорили с основателем HR-сервиса «Антирабство» Аленой Владимирской.

Psychologies
Путешествие на XXX Путешествие на XXX

Алексей Яблоков нашел новое применение эротическим фильмам

GQ
Джеймс Макэвой: «Я интересный объект для психоанализа» Джеймс Макэвой: «Я интересный объект для психоанализа»

Мы видели его на копытах и в инвалидном кресле, покрытым шерстью и лысым, психопатом и социопатом, влюбленным идеалистом и продажным полицейским. В триллере «Сплит» он и вовсе расщепился на 23 персонажа. Очевидно, у Джеймса Макэвоя дар менять лицо. И не только в кино.

Psychologies
Модный дом Модный дом

Мы отправились в гости к дизайнеру Сандре Наннерли

AD
Искусственный интеллект Искусственный интеллект

Как создавалась программа FaceApp

Популярная механика
Увольняют? Не сдавайся без боя! Увольняют? Не сдавайся без боя!

Самые распространенные ситуации и лучшие способы самозащиты

Лиза
Сергей Шнуров Сергей Шнуров

Правила жизни Сергея Шнурова

Esquire
Открыть в приложении