Желез­ный Феликсович

Главный русский оперный режиссер Дмитрий Черняков

TatlerКультура

Preview / Режиссер

Желез­ный Феликсович

Режис­сер-ре­во­лю­ци­о­нер Дмит­рий Чер­ня­ков твер­дой ру­кой вы­би­ва­ет пыль из опер­но­го ан­ти­ква­ри­а­та. В июле на Ривье­ре он сде­ла­ет ге­не­раль­ную убор­ку «Кармен».

Текст: Алек­сей Тар­ха­нов («Ъ»). Фото: Алек­сей Константинов

Режис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков дав­но уже Дмит­рий Фелик­со­вич, но все на­зы­ва­ют его Митя. Это не от па­ни­брат­ства, па­ни­брат­ства он не лю­бит, а от при­ли­ва чувств. На каж­дую его по­ста­нов­ку — в Париж, Лион, Мюн­хен, Цюрих — при­ез­жа­ет огром­ная ком­па­ния рус­ских дру­зей и по­клон­ни­ков. В ней про­дю­се­ры, жур­на­ли­сты, му­зы­ко­ве­ды и про­чие млад­шие на­уч­ные со­труд­ни­ки со­сед­ству­ют с ген­ди­рек­то­ра­ми, вице-пре­зи­ден­та­ми, крем­лев­ски­ми пресс-сек­ре­та­ря­ми и про­чи­ми гла­ва­ми «Газпрома».

В ап­ре­ле на па­риж­ской пре­мье­ре «Сне­гу­роч­ки» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва треть, а то и по­ло­ви­на зала была наша, рус­ская, спе­ци­аль­но сле­тев­ша­я­ся в Опе­ру Басти­лии. Фран­цуз­ская пуб­ли­ка лю­бит на пре­мье­рах бу­кать, но на этот раз как воды в рот на­бра­ла. То ли про­ник­лась бе­рен­де­е­вым цар­ством, то ли по­чув­ство­ва­ла, что бук­ни толь­ко — и раз­не­сут на кус­ки, как Бастилию.

Аида Гари­фул­ли­на в за­глав­ной роли в спек­так­ле «Сне­гу­роч­ка» в па­риж­ской Опе­ре Бастилии, 2017.

Я вспо­ми­наю на­ча­ло ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва, ко­гда в свою род­ную Моск­ву в кон­це де­вя­но­стых он вер­нул­ся два­дца­ти­вось­ми­лет­ним про­вин­ци­аль­ным ре­жис­се­ром. При­вез на «Золо­тую мас­ку» сде­лан­но­го им в но­во­си­бир­ском те­ат­ре «Моло­до­го Дави­да» на му­зы­ку ека­те­рин­бурж­ца Вла­ди­ми­ра Кобе­ки­на. «Мас­ку» не дали, но спек­такль за­ме­ти­ли и поз­во­ли­ли — спа­си­бо Вале­рию Гер­ги­е­ву — по­ста­вить в Мари­ин­ском те­ат­ре «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ките­же и деве Фев­ро­нии». Пер­вая и, воз­мож­но, глав­ная ра­бо­та Чер­ня­ко­ва по Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву, ме­ня­ясь, про­шла по­том сле­дом за ним по раз­ным опер­ным сце­нам мира. На ней мы и уви­де­ли, что за ре­жис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков и в чем он нам, если мож­но так вы­ра­зить­ся, Митя.

Ну и Рим­ский-Кор­са­ков с тех пор тоже в его ко­ман­де. А еще в ней Глин­ка, Мусорг­ский, Чай­ков­ский, Шоста­ко­вич. Чер­ня­ков ока­зал­ся сей­час пол­но­моч­ным пред­ста­ви­те­лем рус­ской опе­ры на западе.

— Я став­лю рус­ские опе­ры не по­то­му, что я из Рос­сии, а по­то­му, что я их люб­лю, — го­во­рит мне на это Чер­ня­ков. — Это все­гда было моим соб­ствен­ным же­ла­ни­ем. Я ни­ко­гда не счи­тал, что меня по­ме­ща­ют в ре­зер­ва­цию, я ведь ста­вил Ваг­не­ра и Вер­ди, Бер­га и Моцар­та. Мне очень нра­вит­ся, что я могу пре­под­не­сти вещи, ко­то­рые мы зна­ем с дет­ства, а здесь их и не слы­ша­ли, как ту же «Сне­гу­роч­ку». До того как мы по­ста­ви­ли с Барен­бой­мом «Игро­ка» в Бер­ли­не, это была ма­ло­из­вест­ная «рус­ская опе­ра», ко­то­рую при­во­зи­ли на га­стро­ли, в ос­нов­ном из Мари­ин­ско­го те­ат­ра. Теперь опе­ра Про­ко­фье­ва даже без рус­ских со­ли­стов и рус­ских те­ат­ров идет вез­де: в Ковент-Гар­ден, Франк­фур­те, Вене и Амстер­да­ме. Когда я ду­маю, что это и бла­го­да­ря на­ше­му спек­так­лю, я чув­ствую себя очень довольным.

Одна­ко до­воль­ны не все. Когда ор­де­на Лени­на ди­ри­жер Юрий Темир­ка­нов го­во­рит, что от­дель­ные горе-ре­жис­се­ры «пре­вра­ща­ют ве­ли­кую му­зы­ку Моцар­та, Чай­ков­ско­го, Ваг­не­ра в со­про­вож­де­ние сво­их ду­рац­ких вы­ду­мок» — это ка­му­шек из­вест­но в чей ого­род. Гали­на Виш­нев­ская шесть лет на­зад во­об­ще от­ка­за­лась празд­но­вать юби­лей в те­ат­ре, осквер­нен­ном чер­ня­ков­ски­ми «Рус­ла­ном и Люд­ми­лой». А про «Евге­ния Оне­ги­на» ска­за­ла: «Уте­ша­ет лишь мысль, что это бес­стыд­ство про­изо­шло не на сце­не Боль­шо­го». Не на Исто­ри­че­ской сце­не, име­ла она в виду, — так-то «Оне­гин» бла­го­по­луч­но идет на Новой сце­не по сей день.

Да, ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва — ко­неч­но, рус­ская клас­си­ка, но со­всем не та рус­ская клас­си­ка, под ко­то­рую мы слад­ко зе­ва­ли с дет­ства. Его стиль — ста­рая, за­слу­жен­ная опе­ра, ко­то­рая не­ожи­дан­но просну­лась и удив­лен­но та­ра­щит гла­за, ока­зав­шись в стрес­со­вых усло­ви­ях, в не­ожи­дан­ных де­ко­ра­ци­ях, в но­вых об­сто­я­тель­ствах. Их ре­жис­сер все­гда при­ду­мы­ва­ет сам, с со­вре­мен­ны­ми ак­те­ра­ми (а не толь­ко пев­ца­ми) и глав­ное — с со­вре­мен­ны­ми, по­нят­ны­ми нам, мо­ти­ва­ми действий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Блог изобилия Блог изобилия

Кем надо быть, чтобы делать горы денег на блоге

Maxim
Холодный расчет Джека Стормса Холодный расчет Джека Стормса

Мимолетные вспышки застывших в стекле фейерверков – результат точного расчета

Популярная механика
Тайная сила данных Тайная сила данных

Анализ данных социальных сетей помог Трампу стать президентом США?

CHIP
Осторожно! Частная собственность Осторожно! Частная собственность

У каждого человека есть «личное пространство». Посторонним вход воспрещен

Добрые советы
Такая честная игра Такая честная игра

Гроза рестораторов Елена Летучая не всегда была такой отчаянной и бесстрашной

Добрые советы
Ford Kuga – Toyota RАV4 Ford Kuga – Toyota RАV4

Их поединок на российском рынке продолжается уже почти десять лет

АвтоМир
Правила хорошего Тома Правила хорошего Тома

Интервью с Томом Харди

Glamour
Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду» Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду»

Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»? Как защититься от информационной пушки? Юрий Грымов, режиссер спектакля «О дивный новый мир», обеспокоен воздействием медиа на наше сознание и предлагает свой способ ему противостоять.

Psychologies
Надежная крепость Надежная крепость

Насколько уязвима техника для систем умного дома и как ее защитить?

CHIP
Аманда Сейфрид Аманда Сейфрид

О новом аромате, бесстрашии и сумасшедших поступках

Cosmopolitan
Потому что Урюпинск Потому что Урюпинск

Зачем ведущий российский специалист по брендингу городов перебрался в провинцию

Русский репортер
Мама, не горюй! Мама, не горюй!

Топ-модель Крисси Тейген о своей послеродовой депрессии

Glamour
Почему он не женится? Почему он не женится?

Причины и методы воздействия

Cosmopolitan
Банкиры на промысле Банкиры на промысле

Московские финансисты завладели крупнейшей рыбопромышленной компанией Сахалина

Forbes
Volkswagen Amarok Volkswagen Amarok

Эталон среди пикапов прячет под капотом новый трехлитровый V6

Quattroruote
Фавориты луны Фавориты луны

Большие белые акулы меняют стратегию своей охоты в зависимости от фаз луны

GEO
Колонизация планет Колонизация планет

Насколько трудно переселить людей с Земли?

Игромания
Адмирал на час Адмирал на час

Артиллерийские дуэли в World of Warships

Популярная механика
Пото­му что я банда Пото­му что я банда

Анто­нио Банде­рас раз­вел­ся, уехал в Лондон, влюбился и поступил в школу моды

Tatler
Персона Персона

Арман Давлетяров, гендиректор МУЗ-ТВ

SNC
Теперь всё можно Теперь всё можно

Мы нашли 25 доказательств, что жизнь в 30 становится понятнее и счастливее

Cosmopolitan
«Идеальной иллюстрации не существует» «Идеальной иллюстрации не существует»

Разговор с Денисом Гордеевым

Мир Фантастики
Цифровое золото Цифровое золото

Откуда взялись деньги, которым не нужны банки и государства

Русский репортер
Главная роль Главная роль

Елизавета Боярская в роли Анны Карениной

Домашний Очаг
«Сколько раз выстрелила – не помню. Из какого револьвера – не скажу» «Сколько раз выстрелила – не помню. Из какого револьвера – не скажу»

Сегодня многие убеждены, что в Ленина стреляла эсерка Каплан

GALA Биография
Ударная волна Ударная волна

Она ворвалась в Голливуд как цунами и почти сразу получила роль чудо-женщины

Cosmopolitan
Как «Звёздные войны» отмечали 40-летие Как «Звёздные войны» отмечали 40-летие

Star Wars Celebration 2017

Мир Фантастики
Истребитель мира Истребитель мира

«Самолет для пенсионеров» МиГ-31

Популярная механика
Цифровое творчество Цифровое творчество

Как привить детям любовь к созиданию, а не потреблению

Популярная механика
«Слава Богу, что у людей нельзя отнять сказку…» «Слава Богу, что у людей нельзя отнять сказку…»

Андрей Олегович давненько не был нашим гостем—и мы решили исправить это упущение

Мир Фантастики
Открыть в приложении