Иллюзия полного контроля
Когда мы отчаянно стремимся контролировать все на свете, даже собственные эмоции, то делаем это, чтобы чувствовать себя увереннее. Мы надеемся, что полный контроль поможет нам избежать неприятностей. Но стоит ли игра свеч?
Попробуйте заставить ребенка пойти в школу весной в теплой шапке. Со школьником лет семи-восьми этот номер, скорее всего, пройдет. Ребенок лет десяти-двенадцати в лучшем случае спрячет ее в портфель, едва ступив за порог. Чем закончится диалог о шапке с подростком, страшно представить.
Территория несвободы
Конечно, мы желаем ребенку добра. Но еще мы осуществляем контроль. Иногда (если на улице минус двадцать) необходимый. А иногда (если плюс десять) – лишний. Найти пределы контроля – сложная задача. Чем более значим для нас человек, чем важнее ситуация, тем чаще мы склонны злоупотреблять контролем. Между тем он истощает силы, ставит под угрозу отношения и далеко не всегда помогает решить проблему.
Контроль, отчасти помогая справляться с трудностями, в то же время отнимает у нас радость, легкость, спонтанность. Но чтобы это понять, надо для начала увидеть в себе «контролера». Что непросто: контроль включается автоматически, едва возникает угроза ценному для нас образу себя как человека ответственного.
37-летняя Татьяна твердо верит в дисциплину. «Без нее я бы точно набрала килограммов десять лишних! – считает она. – А как бы я находила время для семьи, друзей – так, чтобы не страдала работа? Нет, без дисциплины невозможно». Татьяна признает: «мания контроля» стала ее ответом детству: «Мои родители были милыми, но очень безалаберными. Их обещания так и оставались обещаниями, они ничего не могли спланировать толком».
Контроль – это защитный механизм, попытка преодолеть страхи, считает семейный психотерапевт, нарративный консультант Екатерина Жорняк: «Например, если мать стремится к полному слиянию с ребенком и не отпускает его, он вынужден строить эмоциональный барьер, создавать собственную территорию контроля. А боязнь хоть на минуту утратить бдительность может говорить о психологической травме». 40-летний Иван в детстве на даче плохо застегнул ошейник любимому псу, и тот убежал с участка и пропал. Став взрослым, Иван перепроверяет каждый шаг: заперта ли дверь, выключен ли свет, хватит ли заряда батарейки в телефоне. Необходимость защищаться от случайностей держит его в состоянии постоянного стресса.
Воля к воле
Страх перед неопределенностью служит одной из главных причин постоянного контроля. В числе других – стремление к жизни, в которой все происходит так, как нам хочется. «Вспомните песню: «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас», – говорит экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Абсолютно подростковый призыв. Лучше внимательнее присмотреться к миру. Иногда и «прогнуться» – хотя бы для того, чтобы лучше понять его и что-то в нем изменить. А попыток давления мир не терпит. Не только окружающий «изменчивый мир», но и наш внутренний. Он оскудевает, становится все более чужим – ведь внутренний мир (голос совести, добрые отношения с самим собой) нашей воле подчиняется мало. И внешний, и внутренний мир требуют в первую очередь внимания, а не контроля»