Голографическая реальность
Кто хоть раз управлял автомобилем со встроенным проекционным дисплеем (head-up display, HUD), понимает, насколько это удобно. Не нужно отвлекаться от дороги, чтобы посмотреть на панель приборов и навигатор: вся информация выводится на лобовое стекло. Я познакомился с этой технологией лет десять назад, но так и не дождался, когда эти дисплеи перекочуют на массовые автомобили. Судя по успехам компании WayRay, ждать осталось недолго.
Все сталкивались с ситуацией, когда взгляд на экран навигатора, приборную панель или экран смартфона отвлекал от управления автомобилем. А некоторые даже попадали из-за этого в аварию. Так случилось и с владельцем маркетингового агентства Виталием Пономаревым. В 2008 году он серьезно заинтересовался дополненной реальностью (augmented reality, AR) и решил уговорить серьезных инвесторов вложить в дело всего каких-то 100 млн долларов. «Я ездил по всему миру и доказывал инвестфондам, что через несколько лет AR будет везде, – смеется Виталий. – Отвлекшись на навигатор, я чуть не попал в аварию. И пазл сложился: вот она, моя дополненная реальность. Прямо здесь. На лобовом стекле».
Полтора ведра
Head-up-дисплеи в то время новинкой не были. Например, немецкая компания Continental – мировой лидер в их производстве – устанавливала HUD в автомобили BMW, Audi и Mercedes с 2003 года. Традиционные устройства отображения информации на лобовом стекле – очень сложные приборы с изогнутыми зеркалами и сферической оптикой. И что критически важно, требующие большого объема, примерно 18 л – полтора обычных ведра! А ведь разместить эти полтора ведра нужно в районе рулевого колеса – одной из самых значимых точек автомобиля. Поэтому HUD оснащаются большие дорогие авто, которые изначально спроектированы с местом под дисплей. Неудивительно, что за установку проекционного дисплея в дилерских центрах немецких автоматик с вас попросят не меньше 100 000 рублей. Ну а на обычных машинах классический HUD не увидишь.
Идея устройства, которое проецирует навигационные сведения на лобовое стекло автомобиля, пришла к Виталию, когда он отвлекся на навигатор и чуть не разбил машину. Концепция постепенно дополнилась подключением к интернету, технологиями социальной сети и дополненной реальности.
Барс-монстр
Кроме габаритов и сложности конструкции, у традиционных head-up-дисплеев есть и еще один недостаток: они выдают плоскую картинку на расстоянии 20 см от лобового стекла. То есть водителю все равно приходится перефокусировать взгляд. А Виталий Пономарев решил получить изображение на расстоянии 10–20 м. По его замыслу, картинка должна стать объемной. Не стереоскопической, а настоящей, голографической. Несмотря на финансовое образование, в физике Виталий разбирался очень даже неплохо. Занимаясь поиском инвесторов, он многое узнал о новых технологиях. Интуиция подсказывала ему, в каких областях нужно искать специалистов. Как правило, у истоков подобных компаний стоят два человека: один – гуру в области маркетинга, второй – технический гений. С маркетингом все было в порядке, дело оставалось за