«Протест адресован не московским властям»: будет ли разрастаться политический кризис в столице
Уже практически месяц в Москве проходят митинги с требованием допуска на выборы в Мосгордуму независимых кандидатов. На акциях задерживают тысячи людей, возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках и применении насилия в отношении представителей власти. Forbes поговорил о причинах столичного протеста и перспективах его разрастания в общенациональный политический кризис с экономистом Михаилом Дмитриевым, который входил в группу исследователей, предсказавших протесты 2011 года.
Михаил Дмитриев — один из самых опытных и авторитетных российских экономистов, соавтор нашумевшего доклада «Политический кризис в России и возможные механизмы его развития», в котором группа исследователей предсказала массовые протесты против фальсификации результатов думских выборов 2011 года и последовавшего возвращения Владимира Путина на пост президента. В середине июля Дмитриев в соавторстве с психологами Анастасией Никольской и Еленой Черепановой вновь обозначил угрозу всплеска протестной активности россиян. Спустя месяц в столице проходят еженедельные крупные акции протеста против недопуска на выборы депутатов Мосгордумы независимых кандидатов. Forbes узнал у Дмитриева, что могло послужить причиной эскалации противостояния власти и оппозиции в столице и является ли московский протест первой ласточкой общенационального политического кризиса.
— В своем последнем докладе вы писали, что сложившаяся в стране ситуация воспринимается участниками ваших фокус-групп как недопустимая, у них возникает «осознанное и ответственное понимание необходимости перемен наряду с готовностью действовать». Эта готовность переросла в реальные действия, судя по не прекращающимся с 14 июля акциям протеста в Москве?
— С протестами в Москве сложилась специфическая ситуация. Если в других регионах протест связан с сугубо местной повесткой — строительством полигона в Архангельске или храма в Екатеринбурге, то в Москве — с массовым запросом населения на демократизацию и политические свободы. Формально, выборы в Мосгордуму — это вроде бы местная проблема, как и в других регионах, но реально люди протестуют не против проблем городского уровня — таковых в столице не очень много [в сравнении с другими субъектами РФ]. Это протест, адресованный не московским властям, а федеральным. Москва — благополучный город. Строго говоря, местных проблем, которые бы заставили людей бороться изо всех сил и протестовать, не так много. Была история с реновацией, но даже она сошла на нет.
— Но почему протест вспыхнул в середине лета, считающегося мертвым политическим сезоном? Как же отпуск/дача/шашлыки?
— Я думаю, протестная активность, не свойственная летнему времени, отчасти объясняется нарастанием эмоциональной составляющей. Примерно полтора года назад мы обнаружили у наших респондентов переключение локуса контроля — грубо говоря, люди стали искать решение проблем не во вне, а в самих себе и перестали пытаться переложить на кого-то ответственность за свое положение. Это усилило критическое мышление и снизило доверие к информации, исходящей от властей и официальных СМИ. Началась переоценка всего окружающего мира. Эта эволюция, в частности, привела к усилению массового запроса на политические права и свободы. Возникло обостренное