Вопросы на засыпку
Найдите ответы на пять простых, но каверзных вопросов, призвав на помощь логику и сообразительность, а если их окажется недостаточно, смело привлекайте математику!
В гостях у оленевода
В 1920-е годы советский писатель и этнограф Тихон Захарович Сёмушкин отправился в свою первую экспедицию на Чукотский полуостров. Много лет он изучал быт и обычаи коренных народов Севера, о которых позже поведал в повести «Чукотка».
«Проезжая однажды по кочевым стойбищам, — вспоминал писатель, — я заметил на склоне горы небольшое стадо оленей. Сидя на нарте*, я легко пересчитал его. Оленей было сто двадцать восемь. Когда я спросил владельца стада, сколько у него оленей, он не смог мне ответить.
— Мы не считаем. Но если хоть один олень пропадёт из стада, глаза мои узнают сразу.
— А можешь ты посчитать?
— Если тебе нужно, посчитаю. Только долго буду считать. Поезжай пока в ярангу**, а потом я принесу счёт.
В яранге мы успели попить чаю, закусить, переговорить со стариком хозяином обо всём на свете, а часа через два пришёл наш “подсчётчик”. Он назвал цифру — сто двадцать восемь.
— Наверное, ты ошибся. Так много оленей никогда у нас не было, —удивился старик и решил сам проверить правильность подсчётов.
Он знал каждого оленя и поэтому немедленно, не выходя из яранги, стал их считать. Для этого он разулся, позвал на помощь всех членов семьи, состоящей из пяти человек, и пригласил ещё двоих из соседней яранги. Через три часа он сообщил, что подсчёт произведён правильно».
Ответьте на вопрос: для чего разулся оленевод и как помогли ему шестеро человек, которых он позвал?
* Нарта (нарты) — длинные узкие сани для езды на упряжках собак или оленей.
** Яранга — переносное жилище кочевых чукчей и некоторых других малых народов Севера.
Учил, но как?
В юмористическом рассказе Аркадия Аверченко «Бельмесов» на экзамене по арифметике знания ученика Кувшинникова испытывает на прочность инспектор Иван Демьяныч Бельмесов, прослывший докой в этом деле: уж кого-кого, а его не надуешь и не проведёшь, он, как говорится, достанет.
— Сколько будет пятью шесть, Кувшинников, а?
— Тридцать.
— Правильно, молодец. Ну, а сколько будет, если помножить пять деревьев на шесть лошадей?