Принцесса Диана: истоки культа
Диана Спенсер, первая жена британского принца Чарльза, погибла 31 августа 1997 года. Спустя 25 лет миллионы поклонников в разных странах продолжают помнить и любить ее. Как появился миф о прекрасной принцессе?
B ночь с 30 на 31 августа 1997 года в Париже в автомобильной катастрофе у моста Альма вместе со своим спутником Доди аль-Файедом погибла принцесса Диана. Но по сей день мир ловит даже эпизодические упоминания о ней.
Интерес ко всему, что связано с жизнью и смертью принцессы, не ослабевает. На аукционе в Лондоне был моментально продан велосипед, на котором Диана Спенсер каталась в детстве. Десятки тысяч билетов на концерт в память принцессы были проданы в течение несколько минут.
По данным опроса, проведенного компанией YouGoy по заказу British Airways, почти 20% авиапассажиров в ответ на вопрос: «Кого вы хотели бы видеть своим попутчиком?» назвали принцессу Диану. Книги о ней и сувениры с ее изображением разлетаются как горячие пирожки.
Образ леди Ди продолжает будоражить наше воображение
В чем же причина его притягательности? Почему так много поклонников — таких разных и непохожих друг на друга людей — объединяются вокруг женщины, которую знали лишь по фотографиям в журналах и телерепортажам?
Диана, популярная звезда, превратилась в неканонизированную святую. С первой люди себя отождествляют, второй — поклоняются.
Идентификация с женщиной
Психологи университетов Аделаиды и Флиндерса (Австралия) провели исследование, в котором пытались понять, почему смерть принцессы Дианы многие восприняли как личную потерю. «Оказалось, что это событие всколыхнуло собственные болезненные переживания многих людей, — рассказывает руководитель исследования доктор психологии Шейла Кларк. — Сработал психологический механизм идентификации».
Тот, кто потерял в детстве своих родителей или тревожится за будущее собственных детей, бессознательно ставил себя на место принцев Уильяма и Гарри и чувствовал страх потери. Другие люди сопереживали родителям Дианы или, как ни странно, принцу Чарльзу… И всеми участниками исследования трагическая гибель 36-летней женщины-матери воспринималась как несправедливость и у всех вызывала сочувствие.
«Идентификация — это один из психологических механизмов, который помогает нам жить среди людей, — поясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — Отождествляя себя с другими, мы проигрываем разные модели поведения, примериваемся к особенностям характера, стилю общения. И все для того, чтобы ответить на вопрос: кто я такой?»