«Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах
От скромных «Жигулей» до правительственных «Чаек». Что продается на RM Sotheby's, Barrett-Jackson и других знаменитых аукционах
Отечественной техники за рубежом не так много, но определенный вес у ценителей она имеет. Мы не раз вылавливали интересные лоты с западных сайтов объявлений, но одно дело — частники, а совсем другое — элитные аукционные дома с мировым именем. Туда абы что не попадает: машина должна иметь заметную историческую, культурную или коллекционную ценность.
Тем отраднее, что на этих площадках советские автомобили в разные годы появлялись. Посмотрите, какие машины участвовали в торгах бок о бок с Ferrari, Bugatti, Mercedes-Benz и другими сокровищами ценой в миллионы долларов.
ГАЗ-13 «Чайка»
Роскошные «Чайки» попадали на авторитетные аукционы как минимум дважды. В 2012 году в торгах RM Sotheby's участвовал седан 1977 года выпуска, который, согласно документам, служил в советском санатории «Красные камни» и возил там Брежнева, а потом и Андропова. Советские вожди в этом санатории действительно любили отдыхать, только находится он в Кисловодске, а вовсе не на Черном море, как сказано в описании лота. Впрочем, эта неточность не помешала «Чайке» уйти с молотка за $40 700 в Оберне, штат Индиана.
Со вторым лотом все еще занятнее. В 2006 году на торги Barrett-Jackson выставили «Чайку», которая когда-то принадлежала Альгирдасу Бразаускасу — бывшему первому секретарю компартии Литовской ССР, а затем и президенту Литвы.
Тут вопросов никаких, были бы документы. Но в описании сущая «клюква»: мол, эти помпезные сияющие лимузины любили кагэбэшники за большой багажник и просторный салон, в который можно быстро затащить человека и увезти, цитируем, «в ГУЛАГ, а то и еще куда похуже». А еще там же написано, что все «Чайки» уничтожались по истечении срока службы и поэтому их осталось так мало. Не знаем, что употреблял составитель описания, но машину все-таки продали — правда, цена сделки неизвестна.
«Москвич-400»
Как скромный «Москвич» мог оказаться на торгах RM Sotheby's, что и легендарная Ferrari 250 GTO за $48 млн? Оказывается, это часть собрания Уолтера Миллера — человека, который всю жизнь посвятил коллекционированию и продаже автомобильных атрибутов: литературы, значков, рекламных вывесок и прочего барахла, за которым энтузиасты могут охотиться годами. Настоящие автомобили у Миллера тоже имелись — причем в пестром ассортименте.