Увидимся в среде
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал «Правилам жизни» о том, какие идеи лежат в основе современной архитектурной политики мегаполисов и кто влияет на изменения, происходящие в городской среде.
За 20 лет мегаполисы кардинально трансформировались. Конечно, города эволюционируют постоянно, но в 2010 году произошли революционные изменения. Реализация программы «Моя улица», благоустройство парков и общественных пространств, активное привлечение горожан – все это открыло новый период в градостроительной истории.
Город изменился, потому что изменились приоритеты. В 2010-е в профессиональном сообществе и в городском управлении стала доминировать идея о том, что город должен быть прежде всего для людей.
В других крупных мировых мегаполисах общественные пространства начали меняться раньше, и процесс этот был более плавным. Например, Центральный парк в Нью-Йорке, появившийся еще в конце XIX столетия, сначала был очень закрытым, затем в течение XX века он все упрощался и к 1970-м стал просто небезопасным. Его реконструкция в духе идеи «город для людей» вернула парк жителям – теперь он снова стал точкой притяжения.
Развитие градостроительства в новом, гуманном направлении актуально не только для Москвы. Крупные города России смотрят на столицу, перенимают опыт и создают свои удобные городские пространства – например, Казань с ее набережной, Нижний Новгород и его стрелка с пакгаузами. И не только миллионники – даже малые города с населением в несколько десятков тысяч человек участвуют в конкурсах комфортной среды и стремятся создать собственные общественные пространства. Тренд однозначно набирает обороты, и Москва тут флагман. Я считаю важным то, что именно в Москве были сделаны эти шаги, которые показали всей стране, куда двигаться.
Опираясь на уже существующий международный опыт, мы можем сделать сразу хорошо, не проходя фазы исследований и ошибок.
Итак, город меняется, чтобы дать жителям больше комфорта и красоты. Важно помнить, что эти изменения происходят не сами по себе. У горожан обычно нет глобального запроса. У них может быть локальный запрос, связанный с изменениями в их дворе, на их улице. Но крупные городские изменения продвигают специалисты.
Нельзя сказать, что был сформулирован общественный запрос, например, на парк «Зарядье». Не было такого, что активные горожане просили, а администрация города ответила: «Окей, давайте сделаем там парк». Мы понимали нагрузку места, необходимость общедоступного объекта для прогулок и проведения мероприятий. Когда парк открыли, было много критики, а сейчас это место стало любимым для москвичей всех возрастов и туристов.