«Все есть копия»
Китаист Бронислав Виногродский рассказал «Правилам жизни» о принципах китайского дизайна и о том, каким образом китайцы, начав с плохого копирования плохих вещей, в конце концов пришли к тому, чтобы делать собственные вещи хорошо.
Трифон Бебутов: Архитектурный дизайн – как архитектура, так и интерьер – в Китае кажется гармонично исполненным: он выглядит современно, но в то же время с элементами классических китайских традиций. Как удается достичь такого уровня баланса, при этом не испортив целостность?
Бронислав Виногродский: В первую очередь дело в преемственности как в базовом принципе исторической целостности Китая. За последнее время китайцы преодолели кризис простого копирования каких-то вещей и начали активно вставлять туда свои элементы. А главное – это получается вполне гармонично. В Китае есть какие-то базовые принципы устройства сознания, которые позволяют стране на протяжении тысяч лет впитывать в себя тренды, мотивы и обрабатывать их в контексте собственных представлений о том, как устроен этот мир. Они изложены в разных книгах, например в «Книге Перемен».
Трифон: Весь мир знает про знаменитые китайские реплики – неотличимые картины из Шэньчжэня, брендовые вещи из Гуанчжоу и так далее. В китайской культуре отношение к копии кардинально отличается, и они в копировании не видят ничего плохого, почему?
Бронислав: Потому что они изначально копировали. Возьмем предметы из нефрита. Будучи оригинальными, в последние годы они никогда не были подписаны, даже если это шедевр. Множество вещей находятся на пересечении индивидуального искусства и художественного ремесла. И на протяжении тысяч лет всегда копируют древность. Учебный процесс для художников заключался в постоянном копировании. И многие из этих копий потом становились самостоятельными шедеврами; многие известные нам китайские картины – это копии более позднего периода. Есть еще один интересный момент. Китайцы делают подделки плохие – когда из низкопробного материала делается копия, чтобы продать задорого как хорошее и древнее. А есть еще подделки хорошие. Даже не подделки, а подражания – и эти копии бывают гораздо лучше оригиналов. Это я говорю о нефрите опять, но так можно сказать и о мебели, деревянной скульптуре и так далее. Все есть копия, воспроизведение чего-то. Как говорится в Екклезиасте, нет ничего нового под солнцем. Это было уже в веках до нас.