Коллекционер Антон Козлов — про табу в современном искусстве и страхе перед ним

СНОБКультура

Коллекционер Антон Козлов: На картине можно изображать любую крамолу

Антон Козлов
Антон Козлов. Фото здесь и далее: Андрей Сорокин

«Сноб» запускает проект «Вещи и лица» — это серия философских разговоров с коллекционерами самых необычных предметов. В первом материале — корреспондент «Сноба» Алексей Черников беседует с коллекционером современного искусства Антоном Козловым о том, почему государство игнорирует современное искусство, какие вызовы сейчас стоят перед художниками, кто определяет ценность «непонятных» произведений и выстраивает иерархии среди художников, и о том, как коллекция может стать смыслом жизни.

Бродский писал: «Материя конечна. Но не вещь». Ведь идея, которую мы порождаем, не может умереть вместе с нами. Доказательство тому — миллионы самых разных предметов, которые пережили несколько поколений и сохранились до наших дней, чтобы угодить в музеи или стать частью чьих-то коллекций.

Что такое коллекционирование? Причуда? Долгосрочная инвестиция? Или заполнение экзистенциальной пустоты через обладание вещами, бегство от страха смерти в империю остановившегося времени, которое так хочется присвоить и удержать? Коллекционеры — разные люди с разными мотивациями, но что-то их все-таки объединяет. В своем проекте «Вещи и лица» мы ищем ответ на этот вопрос, беседуя с удивительными людьми об их уникальных коллекциях.

Вы позиционируете себя как «коллекционер нового формата». Что это значит? Чем вы отличаетесь от коллекционеров 1990-х или 2000-х?

Я бы не сказал, что я себя именно «позиционирую». Если какая-то разница между мной и другими коллекционерами и заметна, то она вряд ли сводится к поколенческим отличиям. Тут на первый план выходит мотивация создания коллекции — у всех она разная. Я начал создавать свою более пяти лет назад как коллекцию институции, коллекцию-основу для музея, это не было просто хобби.

Что для вас стало точкой входа в коллекционирование?

Мотивации заняться чем-то всегда связаны с триггерными точками — с чем-то таким, что нас раздражает в окружающей среде, как-то задевает, приковывает наше внимание. У меня такой триггерной точкой стала работа важнейшей российской художницы Ирины Кориной «Пятый элемент». Я купил ее на ярмарке Cosmoscow в конце 2018 года. Это произведение стало влиять на меня так сильно, что уже спустя несколько месяцев я снова задумался над покупкой чего-то подобного. Жизнь с хорошим искусством неизбежно трансформирует сознание. Большое искусство оказывает колоссальное влияние на всех людей — не только на меня. Но только когда это правда большое искусство, а не «розово-зеленая живопись» — так пренебрежительно называют модные декоративные картинки на холсте, которыми украшают интерьеры.

Не превратилось ли для вас коллекционирование в бизнес?

Совсем нет. Я даже потерял свой бизнес, погрузившись в искусство. До коллекционирования я занимался переработкой и утилизацией отходов. Как понял, что меня волнует только коллекция, стал уделять все меньше и меньше внимания работе. И когда в очередной раз мою нишу в Москве задумали монополизировать, просто решил не сопротивляться этому и закончил свою 15-летнюю предпринимательскую карьеру. Сейчас я зарабатываю деньги арт-дилерством. Очень многие коллекционеры приходят к этой деятельности, но это не имеет отношения к самой коллекции — она остается отдельным занятием, не превращается в способ обогатиться.

Понимаете, коллекционирование современного искусства настолько меняет мышление, что твой мозг просто больше не хочет обременять себя какими-либо другими задачами. Бизнес — это не плохо, просто искусство — лучше. Коллекционирование стало для меня ответом на очень многие вопросы, которые меня беспокоили в жизни.

А на какие?

«Зачем ты живешь?», «Зачем тебе ресурсы?» — а теперь у меня появилась точка приложения себя. Бизнес мне таких ответов не давал. Мне было даже как-то неудобно. А в коллекционировании я чувствую себя максимально органично и уверенно.

За годы, пока вы таким образом коммуницируете с искусством и живете с ним, у вас не возникало желания попробовать себя в роли художника? Не бывало зависти к тем, кто, в отличие от вас, творил, а не собирал чужое?

Нет, я чувствую себя абсолютно реализованным и счастливым. Безусловно, художник — центр моей индустрии, центр всего того, чем мы занимаемся. Но никогда не возникало желания встать с ним наравне. Коллекционеры, галеристы и дилеры просто сопровождают художника и его произведения из мастерской в музей. Мы присутствуем в жизни искусства на этом отрезке времени, но не пытаемся проникнуть куда-то дальше, поменяться ролями с художниками. Я восхищаюсь ими, ценю их талант, но точно не завидую.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова

Писатель Алексей Олейников — об историческом детективе и антропологии

СНОБ
Правда ли, что волосы на самом деле мертвые: 11 любопытных фактов о нашей шевелюре Правда ли, что волосы на самом деле мертвые: 11 любопытных фактов о нашей шевелюре

Мы стараемся тщательно ухаживать за волосами, но так мало о них знаем

ТехИнсайдер
«Воображение нельзя разрушить»: художник Борис Кочейшвили — о башнях, кризисах и пространстве «Воображение нельзя разрушить»: художник Борис Кочейшвили — о башнях, кризисах и пространстве

Художник Борис Кочейшвили о детстве и первых художественных опытах

Правила жизни
Душа над тарелкой Душа над тарелкой

Почему, когда мы слышим хруст хлеба, у нас пробуждается аппетит?

Bones
Александр Великий Александр Великий

Македонец, покоривший мир

kiozk originals
«Тренд – опасное слово» «Тренд – опасное слово»

Дизайнер Наталья Белоногова — о том, как превратить ресторан в театральную сцену

Правила жизни
Разворот с Запада на Юго-Восток Разворот с Запада на Юго-Восток

О создании комплексной системы и развитии аграрной грузовой логистики

Агроинвестор
Как быть: почему творческие профессии становятся востребованнее технических? Как быть: почему творческие профессии становятся востребованнее технических?

На кого идти учиться сейчас, чтобы быть востребованным в творческой индустрии?

Правила жизни
Наш человек! Наш человек!

11 звезд Голливуда с русскими корнями

Лиза
Урал, любовь моя Урал, любовь моя

5 абсолютно разных граней Большой уральской тропы

2Xplore
Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!» Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!»

Я чувствую, что наполнена зрительской благодарностью и любовью

Караван историй
Гендиректор ТМК ЭТЕРНО Денис Макиенко: «Мы строим новую компанию» Гендиректор ТМК ЭТЕРНО Денис Макиенко: «Мы строим новую компанию»

О том, почему ТМК ЭТЕРНО решила перестроить отлаженный бизнес

ФедералПресс
Есть ли способы меньше потеть? Есть ли способы меньше потеть?

Как уменьшить избыточное потоотделение и начать жить?

Maxim
Что такое «фанфляция», или почему у вас так мало денег на банковской карте Что такое «фанфляция», или почему у вас так мало денег на банковской карте

«Фанфляция» — на чем строится современная культура потребления

Psychologies
И на стволах растут плоды И на стволах растут плоды

Одни фрукты, висят на ветвях, а другие забрались на стволы. Интересно, зачем?

Наука и жизнь
Милая агрессия и боязнь счастья: 5 необычных психологических явлений Милая агрессия и боязнь счастья: 5 необычных психологических явлений

Странные и забавные научные предположения о психологии человека

ТехИнсайдер
«Джеймс Уэбб» рассмотрел параллельные джеты у двойной протозвезды в кратной системе «Джеймс Уэбб» рассмотрел параллельные джеты у двойной протозвезды в кратной системе

Одна из протозвезд в системе WL20 на самом деле является парой протозвезд

N+1
Логистика «переднего края» Логистика «переднего края»

Транспорт, необходимый для работы бойцов на линии боевого соприкосновения

Обозрение армии и флота
С чистого листа С чистого листа

Основные возрастные кризисы, которые случаются в жизни почти каждой женщины

Лиза
Терраформирование Марса уже не фантастика Терраформирование Марса уже не фантастика

Для терраформирования Марса необходимо увеличить его температуру на 10°C

ТехИнсайдер
Художник Роман Сакин: У меня пропадают работы, вместо них появляются деньги. Это как суррогатное материнство Художник Роман Сакин: У меня пропадают работы, вместо них появляются деньги. Это как суррогатное материнство

Художник Роман Сакин — про античность и взгляд на мир игрока в Minecraft

СНОБ
Семейный подряд: как Коэны, Вачовски и другие братья и сестры вместе снимают кино Семейный подряд: как Коэны, Вачовски и другие братья и сестры вместе снимают кино

Восемь творческих команд, которые вместе создают кино

Forbes
«Чёрный бор» «Чёрный бор»

«Чёрный бор» — спорный налог для Новгородского княжества, введенный Калитой

Дилетант
Рескиллинг как новая норма Рескиллинг как новая норма

Почему набирает обороты тренд на переобучение сотрудников

РБК
Аморфное вещество Аморфное вещество

История стекла гораздо древнее, чем нам кажется

Зеркало Мира
«Познавая боль: история ощущений, эмоций и опыта» «Познавая боль: история ощущений, эмоций и опыта»

Как ученые пытались измерить боль

N+1
Как установить приложения на телевизор со Smart TV Как установить приложения на телевизор со Smart TV

Как правильно установить стороннюю программу на телевизор?

CHIP
Лето в активе Лето в активе

Если лежать на пляже скучновато, почему бы не попробовать другие виды отдыха?

Лиза
Солнечные гибриды Солнечные гибриды

Как прокладывается путь к созданию серийных солнцемобилей

ТехИнсайдер
«Докторская» колбаса и зеленка: вещи, придуманные в СССР, которыми мы пользуемся до сих пор «Докторская» колбаса и зеленка: вещи, придуманные в СССР, которыми мы пользуемся до сих пор

Наработки из СССР, над которыми время оказалось не властно

ТехИнсайдер
Открыть в приложении