Слово, не робей
Если медиа, как принято говорить, это четвертая власть, то с приходом блогеров народ ее захватил. Не претендуя на исчерпывающий самоанализ, «Правила жизни» на правах средства массовой информации все же пробуют найти логику в истории развития и трансформации прессы во всем ее разнообразии.
История медиа началась, рассуждая научно, одновременно с появлением человека разумного. Медиа – штука ускользающая, неисчислимая, что-то наподобие игрушечного лизуна, что-то вроде искусства.
Термин media придумал канадский философ Маршалл Маклюэн, и это множественное число от medium, то есть средства передачи информации. Определения этого термина расплывчаты, Кембриджский словарь дает, например, сразу два. Первое – средства массовой информации: интернет, газеты, журналы, телевидение (но вкупе); второе – это файлы с различной информацией на компьютере (а именно: кино, фотографии и звукозаписи). С другой стороны, в понимании Маклюэна, медиа – это средства взаимодействия человека с окружающим его миром. Даже дом – это медиум, «продолжение» человека. Что уж говорить про прессу, которая передает информацию, то есть Слово, с которого, как известно, все это и началось.
Маклюэн в своей книге «Понимание медиа» (Understanding Media: The Extensions of Man) использует также термин «артефакты» – предметы культуры, которые изменяют человека. И чтобы понять эпоху, нужно понять, какими были тогда артефакты и какую роль они играли в жизни людей. Цивилизации древних определяли иероглифы, благодаря алфавиту формировалась Античность (хочется предположить, что сам алфавит возник благодаря развитию морской торговли – первые буквы финикийского алфавита происходили от египетских иероглифов; и кажется красивой возможная связь изображения быка и обозначения гортанной смычки, которую могли использовать для обозначения рогатого товара; но это все выдумки). Печатный станок в итоге привел к лютеранству и капитализму, газеты и листовки свели с ума Россию, радио помогло Геббельсу и Рузвельту, телевизор был движителем холодной войны. Интернет все это спутал в необъятный клубок, без которого невозможна цивилизация 2023 года.
Чаще всего медиа понимают сейчас как средство передачи информации. К слову, теперь уже приевшаяся аббревиатура СМИ – средства массовой информации – возникла в советской публицистике в 1960-х годах как устаревшая к тому моменту калька с французского – moyens d’information de masse. Во Франции уже переходили к термину «массмедиа», а в СССР по указанию Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС на основании докладной записки с журфака МГУ начали внедрять понятие СМИ – то есть одностороннего донесения информации до аудитории. Но вернемся назад. Не понимая термин медиа в маклюэновском изложении, обратимся к истории массовых коммуникаций и периодической печати. Как и многие другие сомнительные штуки вроде зеркал и карнавала, первые газеты придумали венецианцы. В середине XVI века власти города стали каждый месяц публиковать «Письменные уведомления» – Notizie scritte. Стоили эти объявления, написанные от руки, одну газетту – монету в два сольдо.
Было у протогазет и другое название – аввизи, извещения. Это были новостные бюллетени, которые анонимно рассылали по всей Европе. Предназначались они для узкого круга лиц (обычно купцов и чиновников). Впрочем, мало кто тогда умел читать. Для неграмотной публики со временем важные новости стали зачитывать вслух.
На возникновение этого протомассмедиа повлияло множество культурных факторов, сошедшихся в Венеции того времени: высокий уровень грамотности аристократии, высокая активность торговцев, рост издательской индустрии, активная внешняя политика. Да и в целом Венеция была центром тогдашней Европы.
В 1600-х годах буклеты со «всеми выдающимися и памятными новостями» стали печатать немцы, и к 1650 году свои газеты выходили в 30 вольных германских городах. Исторически самыми интересными новостями были военные известия, дипломатические сообщения, судебные дела и светская хроника (то есть сплетни).