Невестка Сергея Филиппова вспоминает о великом актере

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы»

Ирина Зайчик

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Единственный сын Сергея Филиппова Юрий эмигрировал в США в 1979 году. Это стало трагедией для отца. Им так и не довелось больше увидеться. Зато потом, вернувшись на родину, сын стал собирать об отце документы, семейные реликвии, написал книгу воспоминаний «Есть ли жизнь на Марсе.. .». О великом актере вспоминает его невестка Татьяна Филиппова.

— После смерти Сергея Николаевича мы с Юрой вернулись в Петербург. И буквально по крупицам стали собирать архив Сергея Филиппова, его семейные фотографии, истории о нем. Все, кто видел Юру, восклицали: «Как вы похожи на своего отца!» Однажды случайно Юра встретил Лидию Борисовну Духницкую, ассистента режиссера.

— Как он любил вас, Юра! Как гордился вами.

— Странная любовь какая-то...

— Когда мы встречались с ним, он всегда говорил о вас. Очень сокрушался, что вы уехали. Вы хоть звонили ему?

— Конечно, мы разговаривали, но на мои письма он не отвечал.

Она посмотрела на Юру с удивлением. Ну не мог же Юра рассказать ей подробности семейных отношений! О том, каким долгим было возвращение друг к другу отца и сына. Они не сумели встретиться при жизни, зато теперь их могилы рядом...

Все, что я знаю о Сергее Николаевиче Филиппове, мы с Юрой собирали буквально по крупицам, опрашивая друзей, знакомых, коллег...

А вы знаете, например, что Филиппов мог стать балетным артистом? В молодости он выходил на сцену в балетной пачке, трико и в розовых туфлях на пуантах. На его голове еле держался веночек из мелких роз. Под смех и неистовые аплодисменты публики он лихо исполнял классическое па-де-де.

Сергей Николаевич с детства не проявлял особого интереса к искусству. Да и не в кого ему было! Его отец, немецкий барон, был управляющим на гвоздильном заводе в Саратове. Там он женился на кружевнице, красавице-певунье Дуне. У них и родился Сережа — отец моего мужа. Но в начале Первой мировой войны отец Филиппова вынужден был уехать на родину, а его мать наотрез отказалась покидать Россию.

Мастер Николай Георгиевич, слесарь по профессии, работал на том же заводе. Когда-то его хозяин отправил перспективного работника повышать квалификацию в Германию, через год Николай вернулся оттуда в модной жилетке, украшенной цепочкой с часами. Местные девицы стреляли в его сторону глазками, но завидный ухажер предпочел одинокую к тому времени Дуню: хоть и с ребенком она, но настоящая молодая красавица, к тому же поющая как соловей! Так у Сережи появился отчим. Как настоящий советский человек, Сергей Филиппов скрывал свое происхождение, он любил шутить: «Взял слесарь швею — получился я!»

Сергей Николаевич часто рассказывал Юре про детские шалости, приговаривая: «Да, я был не подарок в школе!» Из всех предметов он уважал только литературу и химию. Кстати, именно из-за химии его с треском выгнали из стен учебного заведения. В результате его опытов с соляной кислотой и железными опилками пришлось закрыть школу на несколько дней, так как газ оказался очень едким.

«Филиппов и не подозревал, что эта «сумасшедшая» станет в итоге его невесткой. Вскоре я приехала к Юре в Америку, мы поженились. И с отцом наконец-то он стал разговаривать по телефону». Татьяна Филиппова. Фото: из архива Т. Филипповой

Родители отдали Сережу учеником к пекарю. Там он проработал недолго, так как, зачитавшись любимым писателем Джеком Лондоном, забыл посолить воду, на которой замешивался хлеб. «Ничего, — подумал он, — Горький тоже не стал пекарем».

И тут судьба сделала крутой поворот! Как-то вечером шли они с приятелем мимо местного клуба, заглянули в окно. В большом освещенном зале девчонки в коротеньких юбках выделывали ногами такие кренделя, что у Сережи челюсть отвисла. У входа в здание висела табличка «Хореографическое училище». Учительница сразу же записала мальчиков в кружок. Приятель очень быстро охладел к танцам, а Филиппов стал заниматься, и педагог, видя его рвение, со временем посоветовала ехать в Москву, учиться дальше.

У него действительно были исключительные данные для классического танцовщика: прыжок, чувство ритма, длинные ноги. Но в столичном хореографическом училище набор уже был завершен, и он поступил на балетное отделение ленинградского эстрадно-циркового техникума на Моховой. Там же училась и его будущая жена Алевтина Горинович.

Это учебное заведение просуществовало три года и успело подготовить только один выпуск. Будущему артисту претила атмосфера классического балета — возвышенные чувства и романтические жесты. Его не раз выгоняли из репетиционного зала за то, что он пытался пародировать классические па. Видимо, уже тогда его комедийное дарование рвалось наружу.

Сергей Николаевич окончил техникум в 1933-м. На выпускном концерте он исполнил зажигательный танец английского моряка «Веселый Джим». Говорят, танец имел большой успех. В американском журнале даже появилась фотография танцующего Филиппова, а под ней подпись: «В России новые таланты!» Самое смешное, что благодаря этому танцу Филиппова приняли в труппу Мариинского театра. Его радости не было предела. «Ты представляешь, Асенька! — сказал он жене. — Я, вчерашний саратовский мальчишка, и вдруг — артист всемирно известной труппы!»

Первой и единственной танцевальной ролью Сергея Николаевича был кочегар в балете «Красный мак». Он выбегал на сцену весь перепачканный углем, с грязным ведром и исполнял короткий танец. Но и тут наружу рвался его комедийный талант. В конце танца он неожиданно повесил грязное ведро на руку капитана в белоснежном кителе. Хохот стоял страшный. Но эту партию ему суждено было протанцевать всего три раза, на четвертый он упал за кулисами в обморок. Врач вынес неутешительный приговор: «Парень, меняй профессию! У тебя слабое сердце».

Несмотря на то что карьера артиста балета так стремительно прервалась, Филиппов на всю жизнь сохранил любовь к танцевальным миниатюрам. В фильме «Карнавальная ночь» его лектор, например, блестяще исполнил лезгинку.

После приговора врача бывший артист балета отправился искать счастья на театральных подмостках. Работал на эстраде, в мюзик-холле, пока в его жизни не появился режиссер Николай Павлович Акимов, знавший его по танцу «Веселый Джим». Он пригласил Филиппова в Театр комедии, несмотря на то что у того не было театрального образования. Зато коллеги встретили новичка не слишком дружелюбно. Как-то он услышал фразу, произнесенную нарочито громко: «Кто этот тип с лицом убийцы? Неужели актер?»

«Однажды маленькому Юре родители подарили акварельные краски. Вначале он разрисовал себя, потом папино бежевое пальто. Так уже с ранних лет в нем проснулся будущий художник». Сергей Филиппов с сыном Юрой, конец 40-х годов. Фото: из архива Т. Филипповой

— Наверное, благодаря своей внешности Сергею Филиппову приходилось в кино играть не очень положительные роли?

— Режиссеры нещадно эксплуатировали его комедийный талант, хотя он мог справиться с любой драматической ролью. Вспомните его рабочего Губарева в фильме «Блокада». О Сергее Филиппове придумано много баек и легенд. Интересна история с блокадной фотографией, на которой запечатлен семидесятилетний старик. Когда мы нашли это фото, все в один голос доказывали, что это Юрин двадцатидевятилетний отец, доведенный до такого состояния голодом и холодом. Но это оказалось мифом!

Когда Сергей Николаевич заявил директору «Ленфильма» о своем желании сыграть хоть одну положительную роль, тот засмеялся: «Ты себя в зеркале видел?»

Экранный дебют Филиппова состоялся в 1937-м. В фильме «За Советскую родину» он сыграл финна, который воевал с Красной армией. Это была эпизодическая роль без слов. По сюжету актер должен, отстреливаясь, пробежаться над речкой по бревну, поскользнуться и упасть в ледяную воду. После каждого дубля помощники режиссера растирали бедного Филиппова спиртом, а на четвертом — сжалились и дали принять внутрь. Когда экстремальные съемки закончились, дебютант проспал на печке целые сутки. Слава богу, охоту сниматься в кино первый опыт у него не отбил.

Хотя, когда он впервые увидел себя на экране, возникло желание бросить актерскую профессию: «Неужели это я? Да такое безобразие не то что в кино, даже в трамвай нельзя пускать!»

А что было, когда он сыграл немца в «Беспокойном хозяйстве»! Прямо на улице к нему подходили люди и возмущались: «Ах ты, сволочь фашистская!» Спасаясь от «поклонников» бегством, дома он облегченно вздыхал: «Любит меня народ, узнает».

— У Сергея Филиппова была действительно феноменальная популярность...

— Советский кинематограф занимал особое место в сердцах зрителей. Актеров не просто любили — обожали. В послевоенные годы в популярности он не уступал таким любимцам экрана, как Алейников, Крючков, Андреев, Кадочников.

Юре рассказывали истории очевидцы популярности его отца. Даже троллейбусы останавливались, когда по улице шел Сергей Филиппов. Его любили зрители, ласково называли «наш Сереня». Но он никогда не пользовался славой. Как-то стоял в очереди за водкой, перед ним почтительно расступались, предлагая пройти вперед:

— Сергей Николаевич, идите без очереди.

Он же спокойно отвечал:

— Не за хлебом стоим, подождем!

В самом начале творческого пути Сергей Николаевич буквально упивался славой. Особенно приятен ему был успех у женщин. Жизнь у него была бурной, он часто не приходил ночевать домой, и конечно, в семье росло напряжение. А когда родился Юра, все внимание его жены переключилось на сына. В доме перестали восхищаться талантом Филиппова, вместо этого восхищались талантами маленького Юры.

— Ну, что у нас на ужин? Никак манная каша? — спрашивал Сергей Николаевич, усаживаясь за стол.

— Каша Юрочке, а тебе тушеные овощи.

Филиппов-старший мрачно ковырял вилкой в тарелке:

— Что это?

— Это гемюзе! — с торжеством объявляла теща.

— Работаешь как вол, а дома какой-то заячьей едой кормят.

— Сереженька, вы хам! — Любовь Ипполитовна хлопала дверью своей комнаты, а вслед ей летела тарелка с гемюзе.

— Ах, вот как! — восклицал он, надевая пальто в прихожей. — Меня здесь не любят. Преснятиной какой-то кормят!

Сергею Николаевичу нужно было сияние юпитеров, обожание зрителей, восхищенные взгляды поклонниц. А его жена хотела, чтобы у нее была настоящая семья, уютный дом, верный муж и примерный сын. А тут маленькому Юре наняли няньку. Простая деревенская девушка и слыхом не слыхивала про великого комика Филиппова. Как-то артист стал проявлять к ней интерес, не зная, что за ними в замочную скважину следит теща. «Ты — моя богиня! Ты — моя грация...» — шептал Сергей Николаевич няне сына. Тут скрипнула тещина дверь, и на пороге появилась Любовь Ипполитовна. «Мы репетируем... «Собаку на сене», — быстро нашелся Сергей Николаевич.

«После приговора врача бывший артист балета отправился искать счастья на театральных подмостках. Работал на эстраде, в мюзик-холле, пока в его жизни не появился режиссер Николай Павлович Акимов, знавший его по танцу «Веселый Джим». Сергей Филиппов и Николай Трофимов в спектакле Ленинградского театра комедии «Ревизор» режиссера Николая Акимова, 1958 год. Фото: Театр комедии имени Н.П. Акимова

Эта сцена потом вошла в фильм Эльдара Рязанова «Девушка без адреса». Сергей Николаевич играл там начальника-бюрократа, который пристает к прислуге.

После выхода на экраны этого фильма Филиппову совсем житья не стало. Его фраза «Масик хочет водочки» мгновенно стала крылатой.

Юра рассказывал, что однажды папа взял его на свой творческий вечер. После выступления к артисту подбежали две красивые женщины и заголосили: «Масик! Мы вас так любим!» Филиппов раздраженно отмахнулся от назойливых поклонниц, а Юра удивился:

— Папа, ведь хорошие тетки!

А он ответил:

— Вот и забирай их себе! Мне все надоели, я больше не могу!

В народе популярность у него была огромной. К примеру, спуститься к киоску за сигаретами было для него целой проблемой: мальчишки, подвыпившие граждане, просто прохожие тут же обступали его. Приходилось маскироваться. Сергей Николаевич жаловался: «Ну почему ко мне лезет знакомиться всякая шваль! Что я за актер такой!»

А вот какую историю вспоминала Елена Флоринская, хранительница музейных фондов Ленинградского театра комедии: «Мы с ним жили в одном доме на одном этаже и часто возвращались вместе домой. За нами непременно увязывалась толпа мальчишек, хором кричащих: «Масик хочет водочки!» Когда он переходил улицу, водители останавливались, образовывая затор, чтобы просто посмотреть на любимого артиста».

Но когда слава приобрела катастрофические размеры, она стала утомлять. За ним ходили толпы людей, они лезли с вопросами, предлагали выпить, дергали за рубашку и даже за нос. А он не терпел панибратства. «О господи, что я вам — животное?! Вы можете пройти мимо и дать мне жить, как я хочу?»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лариса Голубкина: «Смешно слушать некоторые рассказы об Андрее Миронове» Лариса Голубкина: «Смешно слушать некоторые рассказы об Андрее Миронове»

Лариса Голубкина не утратила способности смеяться над собой

Коллекция. Караван историй
Мастер гостеприимства: как Уильям Эллвуд Хайнеке создал отельную империю Мастер гостеприимства: как Уильям Эллвуд Хайнеке создал отельную империю

Как Уильям Эллвуд Хайнеке завоевал индустрию гостеприимства

Forbes
Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Инга Оболдина: «Моя дочь – это чудо» Инга Оболдина: «Моя дочь – это чудо»

Актриса Инга Оболдина — о вере в мистику и отношениях с дочерью

Лиза
Искусственный интеллект предсказал будущее мира: 6 важных прогнозов из книги «Этюды черни» Искусственный интеллект предсказал будущее мира: 6 важных прогнозов из книги «Этюды черни»

Прогнозы от искусственного интеллекта, которые помогут разобраться в мире

ТехИнсайдер
«Совы во льдах: Как спасли самого большого филина в мире» «Совы во льдах: Как спасли самого большого филина в мире»

Где живут самые большие филины и как привлечь их внимание

N+1
Изменение климата сократит площадь пригодных для индийских слонов местообитаний Изменение климата сократит площадь пригодных для индийских слонов местообитаний

Доля непригодных для индийских слонов местообитаний может вырасти на треть

N+1
Больше чем развлечение: почему с ребенком нужно играть как можно чаще Больше чем развлечение: почему с ребенком нужно играть как можно чаще

Как игра влияет на детское развитие?

Psychologies
Вторая половинка не ценит вас? Ученые рассказали, как вернуть признательность человека! Вторая половинка не ценит вас? Ученые рассказали, как вернуть признательность человека!

Вы воспринимаете партнера как нечто само собой разумеющееся?

ТехИнсайдер
Зумеры не надеются на пенсию! Вот как молодежь готовится к старости Зумеры не надеются на пенсию! Вот как молодежь готовится к старости

Что такое тенденция «мягких сбережений», которая зарождается среди зумеров?

ТехИнсайдер
Девушек здесь не ждут: почему женщины в IT поддерживают мизогинию, а не друг друга Девушек здесь не ждут: почему женщины в IT поддерживают мизогинию, а не друг друга

Почему у женщин в IT искаженное восприятие себя в профессии

Forbes
Несчастье помогло Несчастье помогло

Огромная коллекция произведений искусства, которую собрала Эмили Фишер Ландау

Robb Report
Венко Андоновский: «Мы уик-энд-писатели» Венко Андоновский: «Мы уик-энд-писатели»

Македонский писатель Венко Андоновский — почему он до сих пор пишет от руки

Эксперт
Балалайка и Ко Балалайка и Ко

Национальные стереотипы в песне группы «Центр» «Навсегда»

Weekend
Хинди руси бхай бхай Хинди руси бхай бхай

«Отпуск в октябре»: мистическое приключение в поисках алхимической сути кино

Weekend
Стиль улиц: как герои фильмов Гая Ричи балансируют между гардеробами бандита и джентльмена Стиль улиц: как герои фильмов Гая Ричи балансируют между гардеробами бандита и джентльмена

Как костюмы гангстеров из фильмов Гая Ричи дают фору костюмам Джеймса Бонда

Правила жизни
Маск и Люцифер вошли в чат: как стартап Character.AI меняет индустрию развлечений Маск и Люцифер вошли в чат: как стартап Character.AI меняет индустрию развлечений

Character.AI — первый шаг к тому, что боты заменят людей?

Forbes
«Humariff случился по любви, поэтому он успешен» «Humariff случился по любви, поэтому он успешен»

Тамам Хумарифф — о своей новой коллекции и планах на будущее

OK!
В древесине ледникового периода обнаружили следы сверхмощной солнечной вспышки В древесине ледникового периода обнаружили следы сверхмощной солнечной вспышки

Ученые обнаружили в Альпах окаменевшую древесину эпохи позднего плейстоцена

N+1
«Чудесная молекула» «Чудесная молекула»

«Эликсиром молодости» и «невоспетым героем» называют таурин

Здоровье
«Продавцы боли»: Эмили Блант и Крис Эванс в новом фильме про опиоидный кризис в США «Продавцы боли»: Эмили Блант и Крис Эванс в новом фильме про опиоидный кризис в США

«Продавцы боли» — амбициозный проект, который сам действует подобно антибиотиук

Forbes
«Краник оплодотворяет яичко»: как советским детям рассказывали, откуда они взялись «Краник оплодотворяет яичко»: как советским детям рассказывали, откуда они взялись

Три книги, по которым советские дети узнавали о сексе и рождении детей

Psychologies
Сервисы обязали раскрывать правила применения рекомендательных технологий — вот какие данные собирают некоторые из них Сервисы обязали раскрывать правила применения рекомендательных технологий — вот какие данные собирают некоторые из них

Российские компании начали публично раскрывать, что анализируют и зачем

VC.RU
Справляемся с тревогой в домашних условиях: 6 вопросов автору техники «экспрессивное письмо» Справляемся с тревогой в домашних условиях: 6 вопросов автору техники «экспрессивное письмо»

Как, не обращаясь к психологу, справиться с чувством беспокойства?

Psychologies
Хорошие ужастики 90-х, которые почти никто не видел Хорошие ужастики 90-х, которые почти никто не видел

Хорроры 90-х, которые прошли мимо массового зрителя по разным причинам

Maxim
10 музыкальных групп из 90-х, повлиявших на несколько поколений 10 музыкальных групп из 90-х, повлиявших на несколько поколений

Без этой десятки коллективов невозможно представить современных исполнителей

Maxim
Желанное искусство каллипедии Желанное искусство каллипедии

Каллипедия — что это за искусство и как оно связано со сказками?

Знание – сила
Стандартные ситуации. Как уменьшить вероятность аварии Стандартные ситуации. Как уменьшить вероятность аварии

Частые ошибки водителей на дорогах, которые приводят к авариям

4x4 Club
Маньяки в жизни и в кино: почему нас завораживают образы серийных убийц Маньяки в жизни и в кино: почему нас завораживают образы серийных убийц

Когда и почему медиа стали одержимы маньяками

Правила жизни
Какие наши зубы Какие наши зубы

Как работает антиэйдж для зубов и почему так важен правильный прикус?

Собака.ru
Открыть в приложении