Гиря из деревни: как уралец развивает спорт и культуру на малой родине
Больше 10 лет назад уральский предприниматель Артем Артемьев начал производить в Челябинской области тренажеры и оборудование для спортивных площадок под брендом Iron King. С тех пор выручка его компании выросла с нескольких до сотен миллионов рублей. По мере развития бизнеса предприниматель занялся благотворительными проектами: стал бесплатно поставлять продукцию Iron King деревням и школам, проводить массовые спортивные состязания, вкладываться в сохранение и развитие истории и культуры родного края. Как и зачем он это делает?
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В своем новом ежегодном проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.
В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах.
44-летний предприниматель Артем Артемьев родом из небольшого поселка Волковский в Верхнеуральском районе Челябинской области. В нем живет около трех сотен человек, а во всем районе — чуть более 30 000.
Больше 10 лет назад Артемьев основал в Верхнеуральске производство фитнес-тренажеров и оборудования для спортивных площадок Iron King. Тогда же начал заниматься благотворительными проектами, направленными на развитие культуры и спорта в родном крае. Он бесплатно устанавливает спортивные площадки, возвращает интерес местных жителей к истории региона, решает бытовые вопросы земляков.
В беседе с Forbes Артемьев признается, что с большим уважением относится к «тем, кто десятину отдает», то есть направляет на благотворительность одну десятую часть дохода. По собственной оценке, он инвестирует в развитие Верхнеуральского района и окрестностей около 3–3,5 млн рублей в год.
Подходы к снаряду
Артем Артемьев с юности пробовал себя в бизнесе. В школьные годы разводил кроликов, перепродавал шампуни, мыло, фонарики и прочую мелочовку, устраивал платные киносеансы в соседней деревне, заготавливал шкуры коров и быков и продавал их перекупщикам из Магнитогорска, фотографировал односельчан — к старшим классам накопил на подержанные «Жигули». Но покупать авто не стал — ему еще не было 18 лет.
Начинающий предприниматель хотел обойтись колледжем, но мама-библиотекарь уговорила его получить высшее образование. Артемьев любил читать, поэтому выбрал филфак Магнитогорского педагогического университета. И продолжил заниматься бизнесом: открыл в Верхнеуральске магазин ритуальных принадлежностей и производил надгробные плиты. Попробовать силы в этой нише побудил пример. Перекупщики шкур, с которыми сотрудничал Артемьев, в то время начали заниматься памятниками. Он устроился к ним простым рабочим и вскоре открыл свое дело. Позже Артем передал управление магазином родителям, но в итоге бизнес не справился с конкуренцией — пришлось закрыть.
«Мешал ли бизнес образованию? Да. Мешало ли образование бизнесу? Не сильно», — рассуждает предприниматель. По собственным словам, он отсыпался на парах или пропускал занятия из-за командировок. Впрочем, позже Артемьев получил дополнительное образование по душе — в 2008 году окончил уральский филиал РАНХиГС по специальности «менеджмент организации», а в 2019-м прошел обучение в бизнес-школе «Сколково».
Работать учителем русского языка и литературы выпускник филфака ожидаемо не стал. С конца 90-х он развивал в Магнитогорске магазин спортинвентаря — перепродавал мячи, ракетки, шведские стенки, ролики, купленные у столичных оптовиков. Идею подсказала будущая супруга — ее родственник занимался тем же в Москве. Из-за кризиса 1998 года этот бизнес погряз в долгах, и Артемьев вновь принялся искать доходные ниши: открывал оператора такси, информационно-диспетчерскую службу, продавал бильярдные столы и солярии. «Параллельно было несколько проектов, не все они получались. Разные модели пробовал, где-то наощупь», — вспоминает Артемьев.
Железный человек
В 2000 году бизнесмен «нащупал» новую нишу: взял кредиты на полмиллиона рублей и основал производство дисков и грифов для штанг под маркой «Титан». А в 2006-м начал изготавливать гири под брендом «Уральская гиря». К слову, еще со школы каждое утро Артемьев начинает с гири. К тому же ниша была свободной: в то время гири в России производил только один завод — «Динамо» в Кирове.
Продукцией интересовались не только фитнес-клубы и оптовики, но и профессиональные спортсмены. Вместе с ними Артемьев доработал конструкцию снаряда, чтобы крутить гирю во время подъема было проще, а значит, поднимать ее было легче. Также он разработал гирю с двумя ручками и разборную гирю.
В 2009-м «Уральская гиря» принесла 50 млн рублей выручки. Но бизнес вскоре наскучил основателю — в нем было сложно придумать что-то новое. Он передал права на использование торговой марки другому производителю «железа» для спортзалов, «Верхнеуральскому заводу РТИ» (условия соглашения Артемьев не раскрывает). А сам решил попытать удачу на более широком рынке спортивных тренажеров, где «есть простор для инноваций». Под это придумал новый бренд — Iron King. В запуск производства вложил 2,5 млн рублей личных накоплений, еще около 3 млн рублей ушло на разработку инвентаря.