Важные факты из истории ВАЗ-2108, о которых многие даже не догадываются

РБКАвто

«Восьмерке» — 40 лет. Главные факты о хэтчбеке, которые не все знают

«Восьмерке» исполнилось 40 лет: Важные факты из истории хэтчбека, о которых многие даже не догадываются

ВАЗ-2108 (Фото: АвтоВАЗ)

В декабре 1984 года, то есть ровно 40 лет назад, с конвейера завода в Тольятти начал сходить трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108 с передним приводом. Выпуск этой модели продолжался целых 20 лет и был остановлен в 2004 году. За это время на предприятии собрали 884 657 экземпляров модели, которая приобрела в нашей стране статус культовой.

Autonews.ru решил вспомнить все самые важные нюансы этого автомобиля, который кардинальным образом изменил отечественный автопром.

Первый прототип и климатические тесты

Разработка ВАЗ-2108 началась еще в 70-х годах прошлого века, правда тогда проект еще носил название «Гамма». К примеру, первый эскиз будущем модели датируют весной 1977 года. Уже в следующем году на заводе в Тольятти был собран первый тестовый экземпляр машины.

Эскиз новой модели АвтоВАЗа (Фото: АвтоВАЗ)

Испытания модели по своей сложности и строгости ничем не уступали тестам современных автомобилей. Так, тестовые прототипы отправили в различные регионы страны от Средней Азии до Сибири. Цель была испытать автомобиль в разнообразных климатических и дорожных условиях.

При этом официально о разработке принципиально новой для Советского Союза было объявлено только в начале 1981 году. Соответствующее заявление на XXVI съезде КПСС сделал тогдашний министр автомобильной промышленности страны Виктор Поляков. Чиновник пообещал, что новая переднеприводная модель ничем не будет уступать зарубежным аналогам, а за разработку автомобиля отвечают тольяттинские специалисты.

Автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник» у павильона № 70 на выставке «Автопром-84», приуроченной к 60-летию советского автомобилестроения, на Выставке достижений народного хозяйства СССР, Москва, август—сентябрь, 1984 г.
Автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник» у павильона № 70 на выставке «Автопром-84», приуроченной к 60-летию советского автомобилестроения, на Выставке достижений народного хозяйства СССР, Москва, август—сентябрь, 1984 г. (Фото: Виталий Созинов / ТАСС )

Цены и название

Точным днем рождения легендарного ВАЗ-2108 различные источники называют сразу три даты 17, 18 и 19 декабря 1984 года. В один из этих дней стартовало производство (правда изначально в пуско-наладочном режиме) первого трехдверного переднеприводного хетчбэка в СССР. Полноценный серийный выпуск новой модели начался 22 декабря, а в продажу машина поступила только в следующем, 1985 году.

Мало кто знает, но официально трехдверка изначально называлась «Спутник», а экспортные вариант именовался «Самарой» (позже это название стало использоваться для всего семейства модели). Однако в народе хэтчбек стал известен по прозвищу «восьмерка». Еще одно неофициальное название (правда не столь распространенное) — «зубило». Такое прозвище машина получила за достаточно экстравагантный дизайн для того времени.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
Инструкция от вашего ребёнка Инструкция от вашего ребёнка

Вопросы, которые мучают большинство отцов

Men’s Health
Слепая правота Слепая правота

Ни в чем не сомневающиеся герои и что с ними не так

Weekend
«Запуганный доктор — плохой доктор». Активист медпрофсоюза об уголовном преследовании врачей «Запуганный доктор — плохой доктор». Активист медпрофсоюза об уголовном преследовании врачей

Пациенты боятся докторов, а доктора — пациентов. Можно ли исправить ситуацию?

СНОБ
«Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса «Я справлюсь быстрее сам»: какие установки лидера тормозят развитие бизнеса

Порой, несмотря на все усилия, бизнес движется не туда. Почему так происходит?

Forbes
Зачем чипу родина Зачем чипу родина

Возврат к собственным разработкам возможен только через кризис

Монокль
Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу

Технологические тренды, развивающиеся в сфере городского транспорта в регионах

ФедералПресс
Покупай, подорожало Покупай, подорожало

Российский авторынок идет на рекорд

Деньги
Музыка, созданная искусственным интеллектом: кто является автором? Музыка, созданная искусственным интеллектом: кто является автором?

Как ИИ влияет на авторское право в музыкальной сфере?

Наука и техника
Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же» Виктор Логинов: «После премьеры «Счастливы вместе» многие говорили: это же я, это про меня, у меня жена такая же»

В 90-х годах казалось, что российский кинематограф закончился

Коллекция. Караван историй
5 ситуаций, в которых лучше сдаться, чем продолжать борьбу 5 ситуаций, в которых лучше сдаться, чем продолжать борьбу

Когда «сдаться» — это признак не слабости, а силы?

Psychologies
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Все, что ты хотела знать об интимной пластике, но стеснялась спросить

Лиза
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Егор Крид: «Этот год оказался ключевым для меня» Егор Крид: «Этот год оказался ключевым для меня»

Обсудили с певцом 30-летний рубеж, фиты и стадионные концерты

VOICE
Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?» Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?»

Возможно, кто-то разочаруется, но я считаю, что перестать обижаться невозможно

Здоровье
Бог есть свет: Дмитрий Лукьянов «Год в Чувашии» Бог есть свет: Дмитрий Лукьянов «Год в Чувашии»

Глава из романа Дмитрия Лукьянова «Год в Чувашии»

СНОБ
«Черные лебеди» — 2025 «Черные лебеди» — 2025

Главные риски для финансовых рынков в 2025 году

Деньги
«Песнь клетки: Медицинские исследования и новый человек» «Песнь клетки: Медицинские исследования и новый человек»

Что переносит система циркуляции крови

N+1
На берегах Оранжевой реки На берегах Оранжевой реки

Англо-бурская война в литературе и в кино

Знание – сила
Само спокойствие Само спокойствие

Городская релакс-вилла в Пекине

SALON-Interior
Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза

Прежде чем стать дедушкой в красной шубе, Дед Мороз проделал долгий путь

Правила жизни
Срамота в глазах смотрящего Срамота в глазах смотрящего

«Партенопа»: Паоло Соррентино показывает красивое

Weekend
Видел номер? Видел номер?

Журнал «Автопилот», спасибо за готовый штамп, «появился в совсем другой стране»

Автопилот
Следующее желание Следующее желание

В этой новогодней истории встретились две главные темы – Байкал и Новый год

Seasons of life
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их» Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их»

Какой путь прошел парламент Нижегородской области за 30 лет

ФедералПресс
Роу-муви Роу-муви

Неудивительно, что именно сказки стали одним из первых киножанров

Правила жизни
Не можем повторить Не можем повторить

«Арман»: внук Бергмана дебютирует драмой о ПТСР

Weekend
Открыть в приложении