Важные факты из истории ВАЗ-2108, о которых многие даже не догадываются

РБКАвто

«Восьмерке» — 40 лет. Главные факты о хэтчбеке, которые не все знают

«Восьмерке» исполнилось 40 лет: Важные факты из истории хэтчбека, о которых многие даже не догадываются

ВАЗ-2108 (Фото: АвтоВАЗ)

В декабре 1984 года, то есть ровно 40 лет назад, с конвейера завода в Тольятти начал сходить трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108 с передним приводом. Выпуск этой модели продолжался целых 20 лет и был остановлен в 2004 году. За это время на предприятии собрали 884 657 экземпляров модели, которая приобрела в нашей стране статус культовой.

Autonews.ru решил вспомнить все самые важные нюансы этого автомобиля, который кардинальным образом изменил отечественный автопром.

Первый прототип и климатические тесты

Разработка ВАЗ-2108 началась еще в 70-х годах прошлого века, правда тогда проект еще носил название «Гамма». К примеру, первый эскиз будущем модели датируют весной 1977 года. Уже в следующем году на заводе в Тольятти был собран первый тестовый экземпляр машины.

Эскиз новой модели АвтоВАЗа (Фото: АвтоВАЗ)

Испытания модели по своей сложности и строгости ничем не уступали тестам современных автомобилей. Так, тестовые прототипы отправили в различные регионы страны от Средней Азии до Сибири. Цель была испытать автомобиль в разнообразных климатических и дорожных условиях.

При этом официально о разработке принципиально новой для Советского Союза было объявлено только в начале 1981 году. Соответствующее заявление на XXVI съезде КПСС сделал тогдашний министр автомобильной промышленности страны Виктор Поляков. Чиновник пообещал, что новая переднеприводная модель ничем не будет уступать зарубежным аналогам, а за разработку автомобиля отвечают тольяттинские специалисты.

Автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник» у павильона № 70 на выставке «Автопром-84», приуроченной к 60-летию советского автомобилестроения, на Выставке достижений народного хозяйства СССР, Москва, август—сентябрь, 1984 г.
Автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник» у павильона № 70 на выставке «Автопром-84», приуроченной к 60-летию советского автомобилестроения, на Выставке достижений народного хозяйства СССР, Москва, август—сентябрь, 1984 г. (Фото: Виталий Созинов / ТАСС )

Цены и название

Точным днем рождения легендарного ВАЗ-2108 различные источники называют сразу три даты 17, 18 и 19 декабря 1984 года. В один из этих дней стартовало производство (правда изначально в пуско-наладочном режиме) первого трехдверного переднеприводного хетчбэка в СССР. Полноценный серийный выпуск новой модели начался 22 декабря, а в продажу машина поступила только в следующем, 1985 году.

Мало кто знает, но официально трехдверка изначально называлась «Спутник», а экспортные вариант именовался «Самарой» (позже это название стало использоваться для всего семейства модели). Однако в народе хэтчбек стал известен по прозвищу «восьмерка». Еще одно неофициальное название (правда не столь распространенное) — «зубило». Такое прозвище машина получила за достаточно экстравагантный дизайн для того времени.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении