Сатирические издания всегда играли в советском обществе особую роль

Правила жизниИстория

Мочить в сатире

Сатирические издания всегда играли в советском обществе особую роль, и главным из них был, безусловно, знаменитый «Крокодил». «Правила жизни» вспоминают историю этого легендарного журнала и обнаруживают, что он не только бичевал несознательных граждан, но и вместе со страной прошел множество трансформаций.

Записал Владимир Бровин

От гностика Горького до казахского «Шмеля»

Сатира зарождалась в горниле классовой борьбы и была поистине пролетарской. Здесь пафос советских историков не расходится с истиной. Первые попытки были тягостными, полными провалов, финансовых потерь и зачастую опасными для энтузиастов.

Первый сатирический журнал, симпатизирующий большевикам, вышел в 1905-м, в канун Московского вооруженного восстания. Он назывался «Жало», и его курировал сам Максим Горький, который выступил с прямо-таки гностическим памфлетом «О сером», в котором заявил, что в мире существуют две силы: сила Красного – добро – и сила Черного – зло. Каждый человек волен выбрать сторону, однако проблема в том, что большинство – серо; не примыкая ни к одной силе, такие люди не позволяют состояться окончательной битве красного рыцаря добра и черных сил зла.

«Жало» сумело выступить лишь с одним выпуском, журнал прикрыли, а большая часть редакции оказалась под арестом. Однако эстафету подхватила ленинская «Правда», основанная в 1912-м. После Революции 1917 года за юмористическую часть здесь отвечал поэт Демьян Бедный, который фактически стал крестным отцом советской сатиры.

В книге «Советская сатирическая печать 1917–1963» С. И. Стыкалин пишет: «…Многочисленной армии буржуазных писак, клеветавших на пролетариат и революционный народ со страниц расплодившихся после Февральской революции сатирических листков и журнальчиков, партия противопоставила плеяду талантливых сатириков-правдистов во главе с Демьяном Бедным. Всевозможные «барабаны», «трепачи», «пугачи» и им подобные зловонные отпрыски «Нового сатирикона» и «Бича» превратились в откровенно пасквильные издания». За кондовым стилем, пожалуй, скрывается истина: большевикам пришлось иметь дело со множеством журналов, которые их активно высмеивали. И справиться удалось лишь силовыми методами: «По решению трибунала навсегда закрываются контрреволюционные издания. Прекращают свое существование пасквильные листки и журнальчики» (все тот же С. И. Стыкалин). Однако в 1918-м снова появляется множество язвительных «однодне вок»: «Кузькина мать», «Плетка стегает всех», «Чертова перечница» и «Самарский горчишник», «Ванька-встанька», «Московский звонарь». Конкурировать с ними по замыслу должны были такие же листовки и «однодневки» большевиков. Гражданская война требовала сверхоперативных и актуальных решений.

Первым действительно советским по духу сатирическим изданием стал небольшой и скромный журнал «Соловей», вышедший в 1917 году в Москве. Журнал прикрыли по техническим причинам после второго выпуска (хотя в нем печатались Маяковский и Демьян Бедный). Но именно здесь наметилась главная черта почти всех последующих сатирических журналов: прикрепленность к «большой» газете. «Соловей» выходил на базе «Социал-демократа» – газеты московских большевиков. В 1918-м появился первый советский сатирический журнал Петрограда «Красный дьявол». И тоже со звездным составом: во главе встал первый карикатурист «Правды» Л. Г. Бродаты, также печатались Маяковский и Демьян Бедный. Чуть позже в Петрограде же вышел еще один журнал, «Гильотина», и сразу же проявилась еще одна черта, которая будет характерна для всей советской сатиры: попытка охватить разные слои населения разными изданиями. Если «Красный дьявол» печатался для пролетариев и матросов, то «Гильотина» – скорее для интеллигентов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
Искусственный интеллект в литературе, живописи, музыке и кино: идеальный подмастерье Искусственный интеллект в литературе, живописи, музыке и кино: идеальный подмастерье

Как технологии могут изменить различные виды искусств

Монокль
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Шимпанзе долины Исса кастрировали и убили детеныша-чужака Шимпанзе долины Исса кастрировали и убили детеныша-чужака

Почему шимпанзе саванн убивают друг друга?

N+1
Кино Кино

Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Правила жизни
Полная гармония Полная гармония

Квартира с яркими цветовыми сочетаниями и оригинальными дизайнерскими приемами

Идеи Вашего Дома
Антидворянец: «Вилла Родэ» Антидворянец: «Вилла Родэ»

Предлагаем вниманию читателя самые свежие слухи и сплетни столетней давности

Правила жизни
Внешняя торговля: друзья и недруги Внешняя торговля: друзья и недруги

Страновая и товарная структура экспорта и импорта стабилизировалась

Монокль
«Городок» «Городок»

Юмористическое шоу «Городок», выходило с 1993 по 2012 г.

Правила жизни
На ошибках учатся: что случилось с первым в мире реактивным самолетом «Комета» с квадратными окнами На ошибках учатся: что случилось с первым в мире реактивным самолетом «Комета» с квадратными окнами

Почему иллюминаторы самолетов имеют округлую форму

ТехИнсайдер
Геннадий Хазанов Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов, артист эстрады, театра и кино, телеведущий, Москва, 77 лет

Правила жизни
Обретенная история Обретенная история

Книга Михаила Бирюкова о Мстёре — поселке иконописцев — и настоящем чуде

Seasons of life
Не плохой парень Не плохой парень

Интервью актера Андрея Максимова — о критике и ролях «по вкусу».

СНОБ
А теперь начнем сначала А теперь начнем сначала

Истории людей, прошедших дорогой перемен

Men Today
«Любить по разнарядке – скотство» «Любить по разнарядке – скотство»

Николай Картозия рассказал, как найти маршрут к сердцу российского зрителя

Правила жизни
«Черный торт»: сериал о семейных тайнах, травмирующем прошлом и опыте эмиграции «Черный торт»: сериал о семейных тайнах, травмирующем прошлом и опыте эмиграции

Сериал «Черный торт»: как миграция влияет на самоидентификацию женщин

Forbes
Жилое и мертвое Жилое и мертвое

Дом в русской литературе: между обыденным адом и потерянным раем

Weekend
Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество

Энергетики сдерживают аппетиты воротил «серого» сектора биткоинов

ФедералПресс
Дело о тестостероне Дело о тестостероне

Экзогенный тестостерон — способ оставаться молодым или источник проблем?

Здоровье
Как уменьшить нагрузку на глаза при работе на компьютере: 7 важных правил Как уменьшить нагрузку на глаза при работе на компьютере: 7 важных правил

Несколько правил, чтобы больше не сталкиваться с компьютерным синдромом

ТехИнсайдер
«Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи «Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи

Глава из сборника семейных историй Дины Рубиной «Не вычеркивай меня из списка»

Forbes
Эритрея: наследница древней цивилизации и детище итальянских колонизаторов Эритрея: наследница древней цивилизации и детище итальянских колонизаторов

Эритрея – неожиданная страна с необычной историей

Зеркало Мира
Удивительные шишки Удивительные шишки

У каких деревьев бывают шишки? И какие они?

Наука и жизнь
«Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства «Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства

Можно ли воспринимать анонимные произведения искусства

Монокль
Дом Cердца Дом Cердца

Как старое здание в колониальном стиле превратить в пространство для творчества

Seasons of life
Миссия — поднять настроение: 10+ лучших новогодних комедий Миссия — поднять настроение: 10+ лучших новогодних комедий

Собрали для тебя восхитительные рождественские юмористические фильмы

VOICE
Открытки на память Открытки на память

Новогодние ассоциации от команды Seasons

Seasons of life
«Как понять, что я навязываюсь?»: чек-лист от психолога «Как понять, что я навязываюсь?»: чек-лист от психолога

Как перебороть чувство, что мы «навязываем» свое общение другому

Psychologies
Римские скрепы Римские скрепы

Через 12 лет после гибели Клеопатры Октавиан Август занялся семейными ценностями

Дилетант
Мужчина, это биохак! Мужчина, это биохак!

Как современные мужчины и женщины поддерживают молодость, красоту и здоровье

Men Today
Открыть в приложении