Что блог подаст
По просьбе «Правил жизни» ресторатор и автор «Дзена» Дмитрий Левицкий рассказал, какую роль блогеры действительно играют в мире гастрономии. Возможно, это не та роль, которую бы им хотелось сыграть, но все равно невероятно важная.
Гастрономический бум действительно начался лет пять, а то и десять назад. И в первую очередь связан он с тем, что появилось целое поколение людей, которых на Западе называют foodies. Людей, которые интересуются едой. Многие из нас росли в ту эпоху, когда еды не было. Мы воспитывались на классических советских майонезных салатах. Много-много продуктов смешиваются и заправляются чем-то жирным или масляным. Почему такая кухня была популярна? Потому что не было продуктов. А если ты все смешал в винегрет, в оливье, в селедку под шубой, мимозу или окрошку, то вкус продукта будто бы нивелировался. Если у тебя плохой помидор – ты этого не замечаешь. Если у тебя плохой огурец – несвежий, нехрусткий, незвонкий – ты в этом замесе уже не поймешь. Но все стало меняться, когда изменилась страна – и продукты стали появляться на полках больших городов.
Понятно, что на юге – в Краснодаре, Ростове, в кавказских республиках – всегда была любовь к еде. Потому что там были продукты. И на юге люди умеют отличить хороший помидор от плохого. Но когда продукты появились плюс-минус везде, это повлияло на воспитание нового поколения, которое обращает внимание на то, что у них лежит на тарелке. «А что я ем? А хороший ли это помидор? А что это за соус, жирный или нежирный?» Появилась возможность выбирать, а вместе с ней и интерес к ассортименту. Все это сформировало целый гастрономический пласт. Рестораны стали меняться. Они перестали просто торговать чем-то модным, будь то суши и пицца. Теперь все стали смотреть, какая пицца. А какое у нее тесто? А какой кофе? А с каким молоком? Люди начали интересоваться продуктом. И в первую очередь – люди, которые с ним работают.
Затем появились и гастрокритики, гастроблогеры, которые начали этот интерес продвигать в социум. И конечно, в конце концов все это повлияло на обычных граждан. Которые стали приходить в магазины и замечать, что продукты в «Азбуке вкуса» отличаются от продуктов в «Пятерочке». А есть еще «ВкусВилл». Есть одна кофейня, а есть другая. Есть такой ресторан, а есть совершенно другой. Им стало понятно, почему суши в сетевой кофейне отличаются от тех, что подают, условно, у Новикова. Сложилась история, по которой мы идем уже семимильными шагами. И обратно ее уже не развернуть.
Вообще, если мы говорим о ресторанах, то это не только гастрономия. Речь о бизнес-среде в целом. В России ресторан долгое время был местом встречи. И такое положение сохранялось еще в 1990-х, в эпоху становления российской экономики. Это были заведения, в которых обязательно должны быть укромные уголки, шторки, отдельные кабинки. Рестораны вполне можно было открывать в подвалах – и люди с удовольствием в этих подвалах и встречались. Сегодня такое сложно представить. Но главное – очень долгое время рестораны были дорогим бизнесом. И заниматься им могли только люди с приличным плечом инвестиций. В последние годы ситуация