В1946 году в Москве был создан Театр драмы и комедии...

СНОБИстория

От фурора до раскола. Как на Таганке появился самый прогрессивный театр в СССР

0.jpg
Иллюстрация: Дарья Орлова

В 1946 году в Москве был создан Театр драмы и комедии, в котором играли молодые воспитанники театральных студий и актеры периферийных театров. Следующие два десятилетия существования площадки прошли безуспешно: интересных постановок в программе не было, зрители на спектакли не шли. Так, незаметно, начиналась история одного из самых знаковых театров Москвы. С конца 1960-х билеты на спектакли Театра на Таганке стали символом престижа, как машина, квартира или заграничная одежда. Театр называли «островком свободы в несвободной стране». Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву Т — о Театре на Таганке.

Режиссер, перевернувший все

История превращения малозначимого и неинтересного театра в одного из гигантов советской культуры неразрывно связана с Юрием Петровичем Любимовым. В 1963 году ему, актеру и режиссеру Театра им. Вахтангова, а также преподавателю Театрального института имени Бориса Щукина, предложили возглавить прозябающий на Таганской площади Театр драмы и комедии. Любимов согласился, но поставил одно условие: он полностью изменит репертуар и приведет новых актеров. Условие было принято, и 23 апреля 1964 года для Театра драмы и комедии началась новая эра.

Юрий Петрович был поклонником «эпического театра» Бертольда Брехта, которого он считал равным Шекспиру и Мольеру и чьи принципы хотел перенести на российскую сцену. Этот немецкий драматург считал, что необходимо покончить с иллюзией в театре и дать зрителю возможность самому решать, на чьей стороне правда. Не брать его за руку и не вести по истории. Никакой линейности, абсолютного реализма и четкого определения хорошего и плохого. Зритель Брехта не должен был впадать в катарсис вместе с актером, а сохранять способность критически оценивать происходящее. Актер же — всего лишь рассказчик, пересказывающий ситуацию немного со стороны.

Любимов повесил в фойе обновленного театра портреты Бертольда Брехта, Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова — их режиссер считал идейными столпами. Райком настоял на том, чтобы к этим трем портретам непременно добавили Константина Станиславского. Родство Станиславского с новыми принципами театра не просматривалось совершенно, но перечить секретарю партии было себе дороже — пришлось уступить.

Первой постановкой театрад под руководством Любимова стала пьеса все того же Брехта «Добрый человек из Сезуана». Спектакль был дипломным проектом студентов-третьекурсников из «Щуки», которых Юрий Любимов привел с собой в театр.

1_9nnzJkF.jpg
Юрий Любимов. Фото: John Minihan / Daily Express / Hulton Archive / Getty Images

Зрелище было совершенно авангардным и новым для Москвы, привыкшей к МХАТовскому театру на основе идей Константина Станиславского, где актеры старались максимально глубоко вжиться в роль, а сцена должна была превратиться для зрителей чуть ли не в реальность. На Таганке все было иначе. Актеры нарушали священное неписанное правило не обращаться к зрителю и активно ломали четвертую стену. На сцене вообще отсутствовал занавес, а декораций был абсолютный минимум. Сейчас такие приемы нередки — их стали использовать как раз вслед за Таганкой, но тогда они произвели фурор.

Владимир Высоцкий, самый знаменитый актер Таганки, который присоединился к коллективу вскоре после создания театра и играл в одной из постановок «Добрый человек из Сезуана», воспоминал о том, как театр изменил привычные методы работы на сцене:

Многие музыкальные фрагменты написаны для того или иного персонажа. Каждый персонаж имеет свою музыкальную тему, под которую он работает. Иногда эта музыка обязывает людей двигаться не так, как в жизни. <...>В этом спектакле я играю роль безработного летчика. <...> в сцене свадьбы этот безработный летчик выгоняет всех гостей со сцены, всех участников свадьбы. Свадьба рушится. В этот момент я играю так, что, как написал один критик, «пол ходит ходуном». Жилы набухают. Кажется, выше никуда не простучишься, уже потолок. Такое нервное напряжение и такой уровень темперамента, что выше прыгнуть уже нельзя. И тогда на помощь приходит песня, «Песня о Дне Святого Никогда», которая позволяет вспрыгнуть еще на одну ступеньку выше, еще сильнее воздействовать на зрителя. Песня моего персонажа — Янг Суна — не только не отвлекает людей от того, что происходит на сцене, а, наоборот, усиливает понимание характера человека, которого я играю.

«Добрый человек из Сезуана» вызвал огромный резонанс. На фоне всеобщей «МХАТизации» театров, переложенные на отечественную сцену принципы Брехта вызвали шок. Новую постановку понимали и принимали не все. Но театр поддержали многие известные в Союзе люди, в том числе, например, физик Петр Капица и режиссер Евгений Симонов, а главное — проголосовал зритель. Несмотря на то что в репертуаре театра на тот момент была всего одна постановка, зрительский зал заполнялся до отказа. За Таганкой быстро закрепилось неофициальное звание самого авангардного театра в СССР.

Поэтический театр

После первого успеха Любимов ввел в театре новое направление — поэтическое. И на некоторое время оно стало главным в постановках. Поколение шестидесятников буквально сходило с ума по поэтам-публицистам. Сейчас в это непросто поверить, но тогда поэт был кем-то вроде рок-звезды или популярного стендап-комика. Чтение стихов проходило на стадионах, и послушать своих кумиров приходили тысячи советских граждан.

Дебютным поэтическим спектаклем на сцене Таганки стали «Антимиры» на стихи Андрея Вознесенского. Этот неординарный поэт в 1960-е подвергался критике со всех сторон. Наравне с Евгением Евтушенко и Беллой Ахмадулиной его искренне ненавидели маститые советские профессионалы от пера. Например, в этих строчках стихотворения Игоря Кобзева «Комсомольским активистам» подразумевался именно Вознесенский:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать» Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать»

Художник Артур Кривошеин — об авангардистах и неизбежных изменениях

СНОБ
Кулинарные мемуары: актер Стэнли Туччи рассказывает истории о своих любимых блюдах Кулинарные мемуары: актер Стэнли Туччи рассказывает истории о своих любимых блюдах

Глава из книги Стэнли Туччи «Вкус. Кулинарные мемуары» о Флоренции

Forbes
Не только всадники: 6 легендарных лошадей, которые стали частью истории Не только всадники: 6 легендарных лошадей, которые стали частью истории

Легендарные лошади, которые не подозревали, что их имена войдут в историю!

ТехИнсайдер
Елена Аросьева: «Счастье – когда есть и большая семья, и любимая работа» Елена Аросьева: «Счастье – когда есть и большая семья, и любимая работа»

Героини Елены Аросьевой с первой секунды влюбляют в себя зрителей

Здоровье
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Звездный диагноз: как рэпер Рен с болезнью Лайма взорвал британские чарты Звездный диагноз: как рэпер Рен с болезнью Лайма взорвал британские чарты

Как болезнь Лайма изменила жизнь Рена и сказалась на его творчестве

Forbes
«Певица», «авторка», «фруктиса»: что лингвисты думают о феминитивах «Певица», «авторка», «фруктиса»: что лингвисты думают о феминитивах

Отрывок из книги «В начале было кофе» — о спорных аспектах русского языка

Forbes
Обращение на восточный манер: как регулируют оборот данных в Китае Обращение на восточный манер: как регулируют оборот данных в Китае

Разбираем китайскую специфику обращения с данными

Forbes
Ни рыбу, ни мясо: кто из миллиардеров стал вегетарианцем Ни рыбу, ни мясо: кто из миллиардеров стал вегетарианцем

Миллиардеры, которые стали вегетарианцами: кто из-за этики, а кто из-за здоровья

Forbes
Романтики с большой дороги: как менялся образ бандитов в кино Романтики с большой дороги: как менялся образ бандитов в кино

Как менялся образ «благородного преступника» в российских сериалах

Правила жизни
На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента

При росписи статуй Парфенона художники широко использовали египетский синий

N+1
Японцы сделали надувного робота-аватара Японцы сделали надувного робота-аватара

Надувной робот-аватар расширит возможности существующих систем телеприсутствия

N+1
Режиссер Алексей Золотовицкий — о черном юморе и (не)возможности доброты Режиссер Алексей Золотовицкий — о черном юморе и (не)возможности доброты

Режиссер Алексей Золотовицкий о жанре мюзикла, его приметах и чувстве юмора

РБК
Трасса М-4: какая протяженность и где можно отдохнуть Трасса М-4: какая протяженность и где можно отдохнуть

Трасса М-4 «Дон» — главная транспортная артерия российского юга

РБК
Усталость от насилия: как разрешать неразрешимые конфликты Усталость от насилия: как разрешать неразрешимые конфликты

Один из успешных примеров преодоления кажущегося неразрешимым противостояния

Forbes
«Это позиция триумфального поражения» «Это позиция триумфального поражения»

Александр Горбачев о месте, времени и наследии Егора Летова

Weekend
Российские сериалы последних лет: топ 10 + достойных вашего внимания Российские сериалы последних лет: топ 10 + достойных вашего внимания

Что могло бы стать классикой современного российского ТВ?

Правила жизни
Полезное безделье: зачем нужна прокрастинация — 5 неожиданных плюсов Полезное безделье: зачем нужна прокрастинация — 5 неожиданных плюсов

Согласно статистике, 15–20% взрослых людей постоянно откладывает дела на потом

Psychologies
Подключаем жесткий диск к компьютеру: SATA, внешний HDD и даже IDE Подключаем жесткий диск к компьютеру: SATA, внешний HDD и даже IDE

Как правильно подключить жесткий диск к компьютеру

CHIP
«Инструменты титанов»: какие привычки имеют успешные люди «Инструменты титанов»: какие привычки имеют успешные люди

Какие приемы помогают успешным людям всегда быть впереди конкурентов

Psychologies
Ореховский мир 1323 года Ореховский мир 1323 года

Ореховский мир в историческом контексте и исторической перспективе

Знание – сила
Переутомление в квадрате: что такое выгорание, как его распознать и победить? Переутомление в квадрате: что такое выгорание, как его распознать и победить?

Как распознать выгорание и отличить от обычной усталости или депрессии?

Правила жизни
Philosofiya для начинающих Philosofiya для начинающих

Стилист-явление София Philosofiya Бурнашева врывается в фэшн-чат

Собака.ru
Большинство женщин не готовы встречаться с мужчиной без квартиры: почему для них это важно Большинство женщин не готовы встречаться с мужчиной без квартиры: почему для них это важно

Почему вопрос недвижимости так важен для россиян? Объясняет психолог

Psychologies
«Мы с сыном остались одни, когда ему было три года»: личная история отца-одиночки «Мы с сыном остались одни, когда ему было три года»: личная история отца-одиночки

Как отец-одиночка совмещал работу с родительством и что оказалось труднее всего?

Psychologies
Селенография Селенография

Что люди знали о Луне до первого полета к спутнику Земли?

Вокруг света
Выбор средних Выбор средних

Как «Политика» Аристотеля стала единственной реализованной утопией

Weekend
Жестокое обращение в детстве приводит к проблемам со сном во взрослом возрасте Жестокое обращение в детстве приводит к проблемам со сном во взрослом возрасте

Как связано жесткое обращение в детстве и сон?

Inc.
Гормоны счастья Гормоны счастья

Советы для пессимистов: читаем и перезагружаемся!

Лиза
День обратился в ночь День обратился в ночь

Затмения часто влияли на ход истории всего человечества

Вокруг света
Открыть в приложении