Правила нетворкинга в ОАЭ: не ругайтесь матом, не шутите и никому не верьте
Хотя ОАЭ в целом и Дубай в частности известны своей мультикультурностью (доля местного населения в Дубае составляет всего 10−13%), если вы хотите построить здесь действительно устойчивые деловые связи, критически важно знать местные культурные нормы и традиции. Некоторые из них могут удивить. Управляющий партнер SKY Consulting Group Кристина Танцюра рассказывает, как строить отношения с потенциальными партнерами и клиентами в арабском мире и почему российский юмор не находит понимания в Эмиратах.
Первая культурная особенность, которую нужно усвоить, — это то, что налаживать нетворкинг нужно начинать сразу же, как только вы решили выводить свою компанию на рынок ОАЭ. Неформальные отношения играют огромную роль в арабском мире, даже бóльшую, чем в Европе или на Западе в целом, поэтому следует знать правила построения связей и поведения в обществе. Можно выделить восемь основных требований делового этикета в Эмиратах, незнание которых может привести к роковым последствиям.
1Предельная аккуратность
Тактичность и дипломатичность крайне важны в общении с арабскими клиентами и партнерами. Слухи в Эмиратах распространяются с молниеносной быстротой: вы чихнули в Дубае, а в Абу-Даби вам скажут «будь здоров». Поэтому необходимо сразу оставить о себе впечатление вежливого и приятного человека, а также тщательно фильтровать все, что вы говорите.
Вежливость и аккуратность важны как в личном общении, так и в переписке. Не стоит сокращать слова и злоупотреблять использованием эмодзи, как сейчас многие молодые предприниматели и менеджеры делают в мессенджерах. Отдельно хочется обратить внимание на уважение к мусульманским праздникам и традициям. Хорошим тоном будет отслеживать праздники и отправлять поздравительные открытки партнерам и клиентам, а также не беспокоить их в праздники по рабочим вопросам.
2Об отсутствующих — только хорошее
Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Все тайное становится явным, если вы пренебрежительно высказались о ком-то, с высокой долей вероятности он быстро узнает об этом. Никаких «между нами» на Востоке не существует. Более того, может такое случиться, что собеседники будут провоцировать вас на негативные отзывы о том или ином человеке, указывая на его недостатки или неблаговидные поступки. Внимание! Ни в коем случае не надо поддаваться на такие манипуляции, лучше с улыбкой уйдите от ответа и мягко смените тему разговора.
К этому же пункту я могу отнести и необходимость демонстрировать предельную щепетильность в отношении арабских партнеров. Приведу один из моих любимых примеров из практики. Российская компания при выходе на рынок ОАЭ обсуждала сотрудничество одновременно с двумя мобильными операторами, обоим обещала эксклюзивные условия работы и уверяла каждого из них, что больше ни с кем переговоров не ведет.
Обсуждение должно было вот-вот перерасти в подписание контракта с одним из операторов, но внезапно оба резко прекратили коммуникации с российским вендором. Тот обратился ко мне с вопросом, что же случилось, и когда я узнала имена и фамилии контактных лиц в обеих компаниях, все стало ясно. Оказалось, что они из одной семьи и, разумеется, в какой-то момент поняли, что их ввели в заблуждение.
3Никаких шуток
Давайте признаем: российский юмор очень специфичен, и для многих иностранцев, тем более глубоко религиозных, может показаться излишне жестким. У нас в порядке вещей смеяться не только над собой (безусловно, самоирония — сильная черта россиян), но и над другими народами, традициями, а также над темами, которые считаются глубоко интимными (личная жизнь супругов, здоровье, финансовое благополучие и так далее) или вовсе табуированными (исторические трагедии, смерть, религия).