Доллар выше 100 рублей: как остановить обвал российской валюты и спасти деньги
На валютных торгах стоимость доллара превысила психологический рубеж 100 рублей. Причины девальвации рубля все те же, но скорость падения российской валюты уже вышла за модельные прогнозы, говорят экономисты. Что происходит с рублем и что будут предпринимать власти?
Что случилось
Валютные торги на Мосбирже 14 августа открылись ростом курса доллара выше отметки 100 рублей. Затем доллар подорожал до 101 рубля впервые с марта 2022 года. Евро при этом перешагнул отметку 111 рублей.
Рост курсов доллара и евро происходит, несмотря на то что ЦБ решил не покупать валюту на внутреннем рынке в рамках зеркалирования операций Минфина по бюджетному правилу. Это должно было поддержать рубль. ЦБ объяснил это решение желанием снизить волатильность на финансовых рынках. Ранее Минфин объявил о переходе к покупке юаней по бюджетному правилу с 7 августа. Для рубля после этих решений принципиально ничего не изменилось, и он продолжил дешеветь.
Факторы ослабления национальной валюты остаются теми же, что были ранее, отмечает руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка «Дом.РФ» Григорий Жирнов. Он указывает, что снижение продолжается уже девять месяцев подряд под воздействием более низкого объема валюты, поступающей от экспортно-импортных операций при высоком оттоке капитала.
При этом управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин в своем Telegram-канале отмечает, что значимой причиной девальвации рубля стало изменение структуры расчетов по экспорту. Так, в марте прошлого года Владимир Путин поручил перевести расчеты за экспортный газ в Европу в рубли. В августе этого года президент подписал указ о переводе в рубли внешнеторговых расчетов за сельхозпродукцию.
По данным Росстата, в мае доля рубля в расчетах за экспорт в Европу, Азию, страны Карибского бассейна и Океании оказалась выше, чем доля доллара и евро. При новой структуре расчетов все положительное сальдо внешней торговли формируется в рублях, отмечает Сусин. «В июле даже больше — сальдо торговли в валюте стало отрицательным (-$0,1 млрд). То есть, по сути, чистого притока валюты от торговли на рынок нет», — пишет Сусин.
При этом скорость ослабления рубля начала опережать модельные расчеты, отмечает, в свою очередь, главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. «Валютный курс начал немного обгонять модельные расчеты, это может означать усиление оттока капитала», — говорит он.