Правила андрагогики и пирамида Дилтса: как эффективно учиться во взрослом возрасте
Существует стереотип, что эффективно усваивать информацию и учиться во взрослом возрасте сложно, да и зачем? Ведь все, что нужно для полноценной жизни, мы уже выучили в детстве. Однако, по данным отчета международного экономического форума, к 2025 году 40% людей будут вынуждены освоить новые навыки, чтобы не потерять источник дохода. О том, какие лайфхаки помогут нашему мозгу активнее усваивать информацию, рассказала Мария Панкова, руководитель учебно-методического отдела «Нетологии».
Нейробиология об обучении
Человеческий мозг до сих пор остается для ученых загадкой. Долгое время считалось, что этот орган развивается только в раннем возрасте и, как только детство заканчивается, человек утрачивает способность к обучению. На самом деле ощущение, что в детстве учиться было проще — всего лишь эффект «пика воспоминаний», который связан с гормональным фоном и активной работой мозга в юности. В это время формируется «первая» самостоятельная идентичность, а мозг работает над автобиографической памятью, поэтому может запомнить буквально все.
Несмотря на то что нейробиологи до сих пор не составили полное представление о работе мозга, существует множество научных исследований о том, как человек усваивает информацию. Например, еще в 1960-х годах американский нейрофизиолог Мариан Даймонд доказала, что мозг обладает нейропластичностью, то есть он может физически изменяться под воздействием окружающей среды.
Наш мозг состоит из множества нервных клеток, их отростков и нервного волокна, по которому протекают электрохимические импульсы, позволяя нейронам взаимодействовать друг с другом и устанавливать связи. Когда у человека возникает мысль или воспоминания, электрический импульс протекает между несколькими нейронами головного мозга и сопровождается образованием химических веществ — нейротрансмиттеров. К ним относятся адреналин, дофамин и другие. Химическое вещество сохраняется в течение нескольких минут, что соответствует продолжительности кратковременной памяти. Если импульс пройдет только один или два раза, постоянная нейронная связь не установится. Таким образом, наша память и мозговая активность напрямую зависят от качества и натренированности нейронных соединений, а также регулярного обновления клеток — нейрогенеза, это и составляет основу нейронной пластичности.
Важнейшую роль в механизме обучения играют нейроны гиппокампа и префронтальная кора. В 2016 году ученые университета Техаса в Остине во главе с Элисом Престом установили, что эти два компонента сообщаются друг с другом, и таким образом мы можем обновлять и «искажать» концептуальные знания «свежей» информацией для формирования новых идей.
Сегодня ученые считают, что необходимо рассматривать мозг как огромную сеть нейронов и при обучении учитывать факторы, которые влияют на нейропластичность. Например, темп усвоения материала зависит от того, как быстро нейроны устанавливают связи друг с другом. У одних людей они активные, у других — медленные, поэтому кто-то учится быстро, а кто-то с трудом воспринимает новую информацию.
Кроме того, на способность к обучению влияет стресс. Еще в 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз сформулировал концепцию «кривой забывания», согласно которой 70% полученной информации забывается в течение суток. То есть, если мы хотим усвоить больше материала, нужно просто чаще его повторять. Но в состоянии стресса процесс установления нейронных связей нарушается, поэтому даже те 30% информации, которые, по идее, должны перейти в долгосрочную память, наш мозг обработать не может.
Все дело в серотонине. Он не только регулирует наше настроение, но и ускоряет нейропластичность. Когда мы находимся в хорошем расположении духа, новый материал усваивается быстро и легко. Состояние тревоги, наоборот, отрицательно влияет на когнитивные способности. При стрессе и депрессии префронтальная часть коры головного мозга, то есть та область, которая отвечает за рабочую память, контроль над эмоциями и принятие решений, уменьшается в размерах и отключается. Мозжечковая миндалина, формирующая эмоциональные реакции, напротив, становится гиперактивной. В таком состоянии мозг игнорирует всю лишнюю информацию и сосредотачивается только на решении конкретной проблемы. Записать что-то новое в долгосрочную память он не может, поэтому эффективно учиться, пребывая в стрессе, почти невозможно.