Возьмут всех, потом разберутся: как Испания принимает стартапы с российскими корнями
Испания намерена стать европейским лидером по объему инвестиций в стартапы или, как минимум, посоревноваться за первенство. Эксперты отмечают, что сейчас эта страна быстрее всего выдает стартап-визы, а некоторые из российских стартапов в этом году уже сюда перебрались. Forbes поговорил с их основателями, чтобы узнать, что им для этого пришлось сделать, в чем особенности испанского венчура и какие проблемы могут возникнуть с испанскими банками.
Власти Испании утвердили стратегию поддержки предпринимательства до 2030 года. По планам Верховного комиссара по делам предпринимателей Франсиско Поло, в течение 10 лет Испания станет главной страной материковой Европы по объему инвестиций в стартапы. По крайней мере, власти страны хотят сократить разрыв с Францией и Германией, уточняет он. Для этого планируется устранить разного рода бюрократические проволочки, улучшить правовую базу для инвестирования в стартапы, а также развивать фонд Next Tech, который будет заниматься инвестициями в рамках государственно-частного партнерства.
В декабре Конгресс Испании утвердил закон о стартапах, который стал частью реформ, направленных на улучшение делового климата в стране. Он предполагает меры для стимулирования привлечения инвестиций и квалифицированных специалистов. В законе прописано, что под стартапом понимается частная компания не старше пяти лет (или семи, в случае, если эта компания из области биотехнологии, энергетики или промышленности). Поло объяснял, что такие параметры были установлены исходя из того, что до момента, как стартап разорится или будет куплен другой компанией, в среднем проходит от трех до пяти лет. В Испании средняя продолжительность жизни стартапа, по его словам, составляет 2,7 года. Благодаря этому закону стартапы получили налоговые льготы — ставку по налогу на прибыль снизили с 25% до 15%. Этими льготами смогут воспользоваться инновационные компании, которые зарегистрированы в Испании, не менее 60% сотрудников должны быть наняты на территории страны, а выручка не должна превышать €10 млн.
Ожидается, что закон начнет действовать в следующем году. «Когда люди ощутят его на себе — непонятно. Я думаю, что с учетом размеров бюрократической машины, которую надо раскатать, мы какие-то эффекты увидим не раньше лета или даже конца года. К нему нужно будет принять еще кучу подзаконных актов, и сам закон будут принимать в окончательной редакции в январе-феврале. Но это хороший знак, он показывает, что программа по привлечению стартапов будет работать, и они на это делают ставку», — говорит основатель компании Relocode Михаил Мижинский.
Кому дают стартап-визы
Стартап-визу Испании могут получить иностранные фаундеры, которые хотят развивать полезный для экономики страны инновационный бизнес с потенциалом к росту. Предприниматели должны подать заявку в Министерство экономики, приложив к ней подробный бизнес-план и описание опыта команды, которая будет работать над проектом. В случае одобрения фаундеры и их семьи получат ВНЖ Испании на два года. «Проекты должны быть направлены на растущий рынок, применять перспективную технологию. По большому счету, если это IT, то это подходит практически всегда. Кстати, стартапы на уровне идеи вполне пускают, если у команды есть опыт, который позволяет верить, что она сможет эту идею реализовать», — уточнил Мижинский.
Он отметил, что Испания сейчас — самая быстрая страна по выдаче стартап-виз, если не считать Финляндию: испанскую стартап-визу могут выдать за два месяца. По его словам, национальные приоритеты Испании с точки зрения бизнеса не описаны четко. «Такое ощущение, что берут всех, кто хоть как-то связан с IT, новыми технологиями, биотехом или чем-то подобным. Кажется, что испанцы решили: «Давайте загребем сейчас как можно больше людей, которые, может быть, нам что-то создадут, а потом разберемся». И это делают не только испанцы. Судя по всему, Великобритания и Франция тоже включились в гонку — кто заберет себе больше из потока уезжающих из России», — предполагает Мижинский.
«В этом году, насколько я знаю, резко увеличился поток тех, кто подает на стартап-визу, при этом процент одобрения не уменьшился (в сообществах стартапов принято считать, что здесь очень высокий процент одобрения). Но сейчас немного увеличились сроки рассмотрения. Раньше рассматривали строго за 20 рабочих дней, а сейчас — дольше», — рассказала Анна Беломестнова, соучредитель образовательной онлайн-платформы для глобальных технологических предпринимателей Gatelead. В этом году проект получил одобрение на стартап-визы и в Испании, и во Франции. Количество заявок увеличилось по нескольким причинам, объясняет Мижинский. «Во-первых, фактически перестали работать визы для финансово-независимых, no lucrativa, по которым раньше многие сюда ехали. Во-вторых, инвесторские визы с российскими паспортами тоже стали практически недоступны — многие из этих людей пошли по линии стартап-виз. При этом все наши данные говорят, что количество отказов по ним очень сильно снизилось, — у нас 99% положительных решений, такого не было никогда», — говорит он.
«Чтобы адаптировать свой проект для определенной страны, важно понимать требования тех институтов, которые будут проверять ваши документы, — рассказывает Беломестнова. — Например в Испании нужно готовить полноценный бизнес-план, расписывать бизнес-модель. Его рассматривают в Министерстве экономики». Она отмечает, что в Испании больше времени уходит на то, чтобы разработать бизнес-план, но в итоге нужно проходить гораздо меньше этапов, чем во Франции, где проекты сначала должны оценивать специальные аккредитованные акселераторы. В Испании, по ее словам, можно уложиться в три месяца.
Структура бизнес-плана, говорит предпринимательница, достаточно стандартная, бизнес-план Gatelead занял около 50 страниц. «Ключевые моменты, которые ищут в бизнес-плане — это технологическая инновационная составляющая и потенциал к масштабированию. Нужно показать понимание, как, сколько и откуда вы будете привлекать деньги, и каковы ключевые параметры стартапа — модель оплаты, количество пользователей, цена на пользователя», — говорит Беломестнова.
Кроме того, важно отразить в документе, как компания будет развиваться и нанимать персонал в перспективе пяти лет — каких именно специалистов, желательно, чтобы они были высококвалифицированными, уточнила Беломестнова. «Фактически вам нужно объяснить, для чего стартап нужен испанской экономике: во-первых, для экономического роста, а во-вторых — для рабочих мест. Эти моменты должны быть четко показаны», — пояснила она.
Нужно приложить к плану и резюме фаундеров — каждый из них должен быть логически связан с проектом и иметь необходимые компетенции. «Проектом должна заниматься команда с определенным опытом: например, один фаундер больше специалист по финансам, другой — по маркетингу или бизнес-девелопменту, третий — технологический специалист. Все должно быть сбалансировано и подтверждать, что именно эта команда сможет эффективно реализовать проект», — говорит Беломестнова. Она добавила, что важную роль играют и качественные профили в LinkedIn. «Нужно пересмотреть свой профиль с точки зрения этого проекта, потому что профили совершенно точно просматривают и проверяют», — отметила она. С этим мнением согласна и Ольга Горецкая, соучредитель финтех-проекта Unikapay, который получил одобрение испанских властей этим летом. Она поддержала и тезис о том, что большую роль играет описание сработанности команды и взаимодополняемость компетенций: «Трех директоров, среди которых нет ни одного технического специалиста, не пропустят».