Прямо на улицах читают книги. Чем дети из поселков отличаются от сверстников из больших городов
Участвуя в культурном проекте для детей в небольших городках и селах, порой диву даешься, как отличаются эти ребята от обычных юных пациентов психолога в столичных клиниках. Причем — в лучшую сторону

«Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!» — говорил Остап Бендер на митинге в городе Удоеве. Как мы знаем, далеко не все планы Великого комбинатора и сына турецко-подданного осуществились, но сам он, безусловно, давно и прочно вошел в историю. И не только в литературную.
Проект, о котором я сегодня хочу рассказать, тоже про историю, литературу, книги и автопробеги. И в современных пандемийно-онлайновых условиях некоторая весело-отчаянно-утопическая нотка от Остапа-Сулеймана-Марии-Бендер-Бея в нем, конечно, тоже имеется. Дети и подростки из небольших поселков прямо на улицах читают книги. И там же их обсуждают. Звучит как несбыточная греза пожилой библиотекарши в теплой шали — не правда ли? Однако — смотрите фотографию.

Проекту десять лет. Маршруты «автопробега» все десять лет разные. Организатор — Ленинградская областная детская библиотека. У проекта какое-то сложное название, которое я не могу запомнить, но это и не важно. Суть его в том, что сельские библиотеки собирают вместе мальчиков и девочек, которые любят читать, сажают их в огромный автобус, присоединяют к этой компании писателей, художников, краеведов, археологов и тому подобных взрослых людей, дополнительно грузят в автобус коробки с книгами и пару микрофонов, и вся эта компания отправляется на несколько дней в автопробег, непрерывно разговаривая «об умном» и останавливаясь на площадях и в парках, на берегу речек и озер в городках и деревнях Ленинградской, Вологодской, Нарвской, Тверской и прочих областей — куда доберутся.

Я принимала в этом участие несколько раз. И каждый раз поражаюсь тому, как все раскрываются и как участвующие в проекте подростки отличаются от типичной депрессивно-апатичной «жертвы произвола» (произвол может быть родительским, школьным и т. д.), которые буквально каждый день появляются у меня на обычном ежедневном поликлиническом приеме. В чем причина? Изначальный отбор? «Деревенские» против «городских»? Гимназические «заучки» против учеников часто малокомплектных деревенских школ? Дети, которые летом каждое утро выполняют «урок» в огороде и только потом бегут гулять со сверстниками, против тех, кто непрерывно учится и посещает репетиторов, но не привык к простой и необходимой физической работе?