Призрак Красной планеты
О путешествии на Марс человечество мечтает давно, а в прошлом веке оно стало частью глобальной культуры. Сегодня такой проект все чаще связывают с именем американского бизнесмена и мультимиллиардера Илона Маска, у которого «есть план», рассчитанный на самые ближайшие годы. Но что стоит за этими словами в реальности?
Обсуждая инициативы Илона Маска, следует помнить, что он с детства был любителем фантастики, воображение которого покорили художественные картины: мегаполисы с утонченной архитектурой, скоростные поезда в безвоздушных трубах и, разумеется, космические ракеты на широко расставленных посадочных опорах. В отличие от других фанатов этого жанра, Маск заработал громадное состояние, которое позволяет ему реализовать хотя бы часть своих футурологических видений. А когда ему понадобилась сверхцель, способная объединить все разносторонние проекты в разумную пошаговую программу, он, конечно, выбрал Марс.
Ключевое направление
От других видов практической инженерии космонавтика, особенно пилотируемая, отличается тем, что решает задачи будущего в настоящем. Воспроизвести на Земле все условия космического полета (невесомость, ограниченность пространства, герметичность атмосферы и т.п.) в совокупности крайне сложно. Да и особой нужды в этом не было, пока не появились первые ракеты-носители, способные доставить людей в космос, чтобы непосредственно изучать природу внеземного пространства. Однако такое изучение имеет смысл только в том случае, если мы собираемся обживать как само это пространство, так и соседние миры. Тогда суть космонавтики меняется, и привычная исследовательская деятельность превращается в нечто большее — экспансию человечества по Вселенной и первые шаги становления «галактической цивилизации».
С начала прошлого века Марс считался наиболее подходящим местом для осуществления этого первого этапа. Тогда считалось, что соседняя планета во многом похожа на Землю, на ней есть плотная атмосфера, открытые водоемы и, возможно, даже растительность. Однако уже через несколько десятилетий картина полностью поменялась: Марс оказался холодным и безжизненным, с крайне разреженной атмосферой и опасной, изрытой кратерами поверхностью. Для его освоения требуются почти такие же технические средства, что и на Луне, но с учетом куда более дальних перелетов (по оптимальной траектории – больше 200 суток в одну сторону вместо трех) они должны быть намного надежнее и грузоподъемнее. Разработчикам стало ясно, что с наскоку Марс «не взять», и даже простая экспедиция потребует колоссальных ресурсов и десятилетий подготовки.
Несмотря на это, Марс остается одним из главных приоритетов космической экспансии человечества, поскольку ничего более подходящего поблизости нет. Различные варианты колонизации Красной планеты в обязательном порядке рассматривают футурологи, космические агентства и корпорации прорабатывают проекты экспедиций. Еще в американской программе Constellation, запущенной в 2004 году, указывалось, что в технологии, которые будут создаваться для новых полетов к Луне, необходимо сразу «закладывать» возможность путешествий к соседним планетам. Именно в то время в космонавтику пришел амбициозный визионер Илон Маск, который объявил колонизацию Марса главной целью для себя и заодно для всего остального человечества.