«Потерянное царство. Поход за имперским идеалом и сотворение русской нации»
Поиск самоидентификации, формирование национального самосознания — неизбежный этап на пути превращения царств и империй в государства нового типа, жители которых осознают себя уже не как подданные властителя, а как часть некоего нового целого, гражданской нации. Сергей Плохий, профессор украинской истории Гарвардского университета в книге «Потерянное царство. Поход за имперским идеалом и сотворение русской нации» (издательство «Corpus»), переведенной на русский язык Сергеем Луниным и Владимиром Измайловым, рассказывает о том, как внутри Российской империи формировалась русская нация. N + 1 предлагает читателям познакомиться с отрывком, в котором рассказывается, как власть, церковь и общество реагировали на появление религиозной и светской литературы на украинском языке и на деятельность украинских просветителей
Лингвоцид
18 июля 1863 года Петр Валуев, министр внутренних дел, сформулировал новый курс имперской политики в отношении восточнославянских языков. Заранее получив одобрение Александра II, он составил на первый взгляд непримечательный документ — предписание цензорам. Этот текст вошел в историю под именем Валуевского циркуляра и оказал значительное влияние на российское нациестроительство. Сам факт того, что министр внутренних дел занимался определением языковой политики империи, говорил о том, что к этому моменту, по мнению Петербурга, развивающиеся нерусские языки и культуры представляли потенциальную угрозу государству.
Валуевский циркуляр был в основном направлен против украинских интеллигентов, чье стремление ввести родной язык в церковь и в школу министр полагал частью польских интриг с целью подорвать единство империи. Текст гласит: «Явление это тем более прискорбно и заслуживает внимания, что оно совпадает с политическими замыслами поляков и едва ли не им обязано своим происхождением, судя по рукописям, поступавшим в цензуру, и по тому, что большая часть малороссийских сочинений действительно поступает от поляков» . Немного выше Валуев утверждает, что адепты «малороссийской народности» обращают «свои виды на массу непросвещенную» по причинам чисто политическим. И указывает, что многие из них уже были под следствием за «преступные действия», а также что их «большинство самих малороссов упрекает в сепаратистских замыслах, враждебных к России и гибельных для Малороссии» .
Документ обязывал цензоров обратить пристальное внимание на увеличивающееся число публикаций на украинском языке, начиная от произведений, написанных интеллектуалами для узкого круга себе подобных, и заканчивая литературой для народа. Валуев встал на сторону украинских деятелей общерусского направления: «Они весьма основательно доказывают, что никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может и что наречие их, употребляемое простонародием, есть тот же русский язык, только испорченный влиянием на него Польши; что общерусский язык так же понятен для малороссов, как и для великороссиян, и даже гораздо понятнее, чем теперь сочиняемый для них некоторыми малороссами — и в особенности поляками — так называемый украинский язык» .
Валуев стремился главным образом остановить распространение украиноязычных изданий среди крестьян и низшего сословия. Если тексты духовные, учебные попали под полный запрет, то для «изящной литературы» циркуляр делал исключение. Запрет носил временный характер, но значительно повлиял на развитие украинских идентичности и культуры. В 1862 году свет увидели сорок публикаций на украинском языке, в 1866-м — ни одной, в 1868-м, когда Валуева уволили из министерства внутренних дел, — две. Правительство в общем остановило развитие украинского языка, литературы и высокой культуры, на которые надеялись украинофилы в начале эпохи александровских реформ.
В 1861 году редакторы украинофильского журнала «Основа», издаваемого в Петербурге на русском языке, утверждали: «В наше время вопрос — можно ли и следует ли писать по южнорусски, что все равно — по украински, разрешен самим делом». Многие сомневались в «практическом значении народного языка в преподавании и проповеди». Но вот редакторы «Основы» этот вопрос считали спорным только по недоразумению. Внедрение родной речи в церковь и в школу стало главной политической целью движения украинофилов. Николай Чернышевский встал на их сторону, приветствуя выход в свет первого номера журнала: «Преподавание малорусскому народу на малорусском языке, развитие популярной малороссийской литературы — вот, по нашему мнению, та цель, к которой всего удобнее и полезнее будет стремиться малороссам на первое время» .