Какие сигналы обществу подает новогодний кинопрокат
Лицом новогоднего кинопроката стал герой-интеллигент. Какой диагноз обществу ставят картины «Портрет незнакомца» и Don’t Look Up.
«В Москве 1976 года незадачливый актер знакомится с харизматичным писателем, который превращает его жизнь в трагикомический фарс с диссидентствующей богемой, валютными проститутками, сотрудниками КГБ и агентами ЦРУ» — это цитата из релиза нового фильма Сергея Осипьяна «Портрет незнакомца». Пресс-релизы — потрясающий жанр: они проговариваются о тайных замыслах создателей контента с непосредственностью бравого солдата Швейка. «Трагикомический фарс»: застойный 1976 год превращается в пир духа, в буффонаду, где есть место и подвигу, и приключению. «Диссиденствующая богема»: словно бы советской богеме больше нечем заняться; словно ее столы ломятся от яств, шкафы — от модной одежды, и у каждого в гараже — по два «Жигули». То важнейшее, что происходило в среде советской «богемы» во время «кухонных разговоров», — неподцензурный разговор — авторы превращают в орнамент, «аромат эпохи», в блажь.
Этот фильм вышел в самый высокий сезон кинопроката — 1 января. Другая премьера — «Чемпион мира» (о том, как советский шахматист Карпов переиграл сбежавшего на Запад Корчного) — элегантно венчает финал 2021 года (фильм вышел 30 декабря). Обе премьеры образуют недвусмысленное послание сегодняшней «диссиденствующей богеме». Мол, не играйте с огнем, живите-ка лучше так, как будто на дворе — вечный 1976 год, но с гаджетами и полками, полными продуктов. Вот и радуйтесь, и нечего желать иного.
На этом фоне фильм Netflix Don’t Look Up режиссера Адама Маккея с Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс, вышедший почти в то же время (премьера была 24 декабря), смотрится пугающе актуально. К Земле приближается гигантский метеорит — но большинство людей предпочитают не замечать опасности. Им важнее обсуждать, поженятся ли, наконец, рэпер А и певица Б. Фильм удивительно публицистичен — это памфлет, сатира на современное американское общество. На самих себя,