Фассбиндер, Берлин, прощание с прошлым: что такое новое немецкое кино
Музей современного искусства «Гараж» представляет программу «Как дела на Западе?», посвященную новому немецкому кино, а мы вместе с кинокритиком Натальей Серебряковой разбираемся, что нужно о нем знать и какие картины посмотреть

«Старое кино мертво. Мы верим в новое», — заявила группа молодых радикальных западногерманских кинематографистов в «Оберхаузенском манифесте» 1962 года. С подписанием этого краткого и пылкого послания родилось новое немецкое кино. Среди кинематографистов, поставивших свое имя под манифестом, были Александр Клуге, Аро Зенфт и Эдгар Райц. Эти молодые режиссеры отвергали китчевое, скучное «папино кино», доминирующее в Западной Германии, и выступали за новаторское видение кинематографа, которое нервировало обычную аудиторию. Их смелые амбиции отражали как художественный, так и политический застой Западной Германии середины XX века. Поскольку немецкая киноиндустрия находилась в серьезном упадке, выпуск традиционных и политически глухих фильмов был бесконечным, что заставляло честолюбивых кинематографистов тосковать по новому киноязыку. Кроме того, Западная Германия, которую иногда считают символом демократического идеализма и капиталистического успеха, в середине века пережила массовые культурные потрясения. Напряженность между поколениями, повсеместная борьба с наследием нацизма, ужасающая Фракция Красной Армии (RAF), высокий уровень занятости, новый образ жизни и протесты — все это бросало вызов возможностям устоявшихся и буржуазных политических институтов разделенной нации.
С этим художественным и политическим недовольством в кино пришли такие режиссеры, как Клуге, Зенфт и Райц, а также целая команда других талантов: Райнер Вернер Фассбиндер, Вернер Херцог, Вим Вендерс, Маргарет фон Тротта и Хельке Зандер. Эти лидеры нового немецкого кино, процветавшего с конца 60-х до начала 80-х годов, отвергли стандартный процесс кинопроизводства; они запросили финансовую государственную поддержку, чтобы избавить свои творческие замыслы от болезненных ограничений коммерческой киноиндустрии. Многие проекты нового немецкого кино действительно получали некоторое финансирование и распространение за счет законов о субсидиях Федерального министерства внутренних дел и Комитета молодого немецкого кино, что побудило создателей фильмов экспериментировать с возможностями самого кино.

В своей миссии по созданию нового проницательного киноязыка молодые немецкие кинематографисты отражали собственные (часто левые) политические взгляды и радикально противостояли современным проблемам. Это смешение искусства и политики часто подвергало критике буржуазные институты и комментировало попытки примирить жестокое прошлое, маргинализированные группы, отчужденную молодежь, ограничения либеральной демократии и журналистскую честность — темы, которые все еще находят отклик через 50 лет после подписания «Оберхаузенского манифеста».