Индивидуальный проект
Никого не удивляет, если в основе брака лежит расчет: приращение капиталов или создание крепкого хозяйства. Но иногда такой фактор принимает совсем необычные формы
Позвонила неблизкая, но очень-очень давняя, со времен дворового детства, знакомая.
— Катя, это тебе Зоя звонит. Помнишь меня?
Не сразу, но вспомнила.
— Здравствуй, Зоя. Как поживаешь?
— Я знаю, что ты теперь психолог. Книги пишешь. Помоги мне, пожалуйста, поговори с моим сыном Володей.
Прикинула временны́е промежутки, спросила:
— Зоя, а сколько Володе лет-то?
— Тридцать один, — и тут же быстро, явно торопясь сказать, пока я не произнесла слов отказа: — Я знаю, что ты с детьми, но пожалуйста, пожалуйста, это ради меня, поговори с ним…
— А что с ним случилось-то? — я в общем-то не собиралась сразу Зое отказывать, зря она нервничала. Но если, допустим, у Володи какая-то зависимость или, не дай бог, психиатрия, тогда это явно не ко мне.
— Понимаешь, я уже на пенсию вышла и мне очень внуков хочется, — понизив голос, доверчиво прошептала Зоя. — А он как-то ну вот совсем ничего. Если бы у нас девочка была, тогда она могла бы и так как-нибудь, сама. А тут, ну ты понимаешь, надо же кого-то найти, чтобы…
— Зоя, ну ради бога! — рассмеялась я. — Ты что же, полагаешь, что я уговорю взрослого незнакомого мне мужчину жениться и родить тебе внуков, если он сам того не хочет?
— Катенька, да нет же, он же ведь и сам говорит, что вроде бы как и хотел, — опять зачастила Зоя. — Но вот вроде как не понимает он в этом деле чего-то, во всяком случае он так нам говорит.
— А чем твой Володя вообще занимается? Где живет?
— Живет с нами. Работает в IT. Зарплата у него, слава богу, нормальная. Я спрашивала его: может, тебе квартиру купить, съехать от нас, жить самостоятельно? А он: а зачем? Я вам разве мешаю? А чего ему нам мешать? Сидит все время в своей комнате в наушниках у компьютера, ест там же, что есть он, что нет его… Можно он к тебе придет? Согласись, пожалуйста, Катенька, ну вот хоть ради нашей прежней дружбы, вреда-то ведь от того точно не будет.
— Вреда точно не будет, — вздохнула я.
«Но и пользы, скорее всего, тоже», — пробормотала себе под нос, уже повесив трубку.
***
Сына Зои я до того видела дважды: в первый раз крупным пухлым младенцем, потом — длинным и сумрачным подростком.
Взрослый Володя оказался не особенно высоким, в очках и с явной склонностью к полноте. Может быть, тот длинный подросток был все-таки не он?
— Володя, вы, наверное, понимаете, что я согласилась на этот разговор исключительно из симпатии к вашей матери, — честно сказала я. — Если и вы согласились на него исключительно по той же причине, то наше с вами взаимодействие будет весьма затруднительным. Впрочем, мы можем попытаться обнаружить какие-нибудь общие интересы и обсудить их в отведенное для вашего визита время. Например, я с детства интересуюсь космическими программами человечества и всегда не против рассмотреть ближайшие перспективы роботизации и развития искусственного интеллекта, что вам вроде как по специальности. А что увлекает вас?
— Нет, — спокойно возразил Володя. — Я согласился не только из уважения к маме. Я и сам давно хотел с кем-нибудь поговорить.
— Ну и отлично, — успокоилась и я тоже. — А о чем будем говорить?
— Чтобы не обманывать маминых ожиданий, об интересующей ее теме, разумеется, — усмехнулся мужчина. — О том, почему я до сих пор не женился на какой-нибудь женщине.
— Замечательно, — обрадовалась я. Мне всегда нравилась конкретика. — И почему же вы до сих пор не женились?
Володя обаятельно и даже чуть задорно улыбнулся. На мгновение мне показалось, что сейчас он скажет что-нибудь вроде: а потому что я гей, транссексуал, асексуал или еще что-нибудь такое модное.
— А потому что я не понимаю современной сути проекта, — сказал Володя в реальности.
— Поясните. Что именно вы не понимаете? Где сейчас знакомятся? Как выбирать? Или чего-то еще?
— Нет-нет, где и как сейчас знакомятся, я понимаю прекрасно. Но ведь надо еще понимать, что именно ты хочешь при этом обрести или отдать, правильно?
— Безусловно так! — энергично кивнула я. Мне очень понравилось, что Володя вспомнил и вслух сказал про «отдать».
— Тогда давайте посмотрим варианты. Мимолетные связи на одну или несколько ночей рассматривать не будем, потому что они не про то, что нас интересует, так? Будем рассматривать более-менее длительный союз мужчины и женщины, в пределе «жили они долго и счастливо и умерли в один день», хотя такое сейчас, конечно, уже редко встречается. Но все равно — длительный, общественно и документально закрепленный союз двух людей. В разные времена и в разных сословиях у таких парных проектов были совершенно понятные и четко проговариваемые вслух цели. Начинается, вероятно, с оседлого земледелия — у первобытных и кочевников, как правило, другая структура семьи. Значит, у крестьян — совместное ведение сложного и очень трудозатратного хозяйства. Четкое разделение труда на мужской и женский. Совместный уход за детьми и одновременно их воспитание и обучение всему тому, что должен знать взрослый крестьянин. Все это внутри семьи. Очень сложный и ответственный на самом деле проект. Тогда же у каких-нибудь королей брачный союз принца и принцессы — это проект по приращению земель, власти, влияния, союзов для государства, иногда избегание какой-нибудь