Техпарад
Солнце, воздух и вода
Зеленее уже просто некуда: катамаран Energy Observer получает энергию отовсюду, только не от двигателей внутреннего сгорания. Он использует солнечные батареи, ветряные турбины и топливные элементы и продемонстрирует их возможности в кругосветке.
Историю свою катамаран начал как вполне заурядная гоночная яхта. Судно было построено в 1983 году канадским конструктором Нигелем Айренсом и участвовало в регатах по всему миру, в процессе дорабатывалось и модифицировалось. Но главные перемены ждали его уже после завершения спортивной карьеры, когда оно попало в руки французского мореплавателя Викторьена Эрюссара и было переделано практически целиком. Мачты на Energy Observer вовсе не осталось, зато появился буксировочный парус-кайт, поверхности покрылись солнечными батареями, а по бокам разместилась пара турбин ветряков. Избыток энергии катамаран отправляет на устройство для электролиза воды, получая чистый водород для работы топливных элементов, – все это должно обеспечить ему полную автономность в плавании. А плавание предстоит долгое: в конце лета Energy Observer отправился в кругосветную экспедицию, которая должна продлиться около шести лет и показать удивительный катер миру. За это время капитан Эрюссар планирует посетить больше сотни портов в 50 странах, в том числе на российской Балтике и Дальнем Востоке. Встречайте.
Схема катамарана
1. Панели солнечных батарей с антискользящим покрытием общей площадью 130 м2. Мощность до 21 кВт∧ч.
2. Вертикальные турбины ветрогенераторов производительностью по 1 кВт∧ч.
3. Система опреснения морской воды производительностью 105 л/ч.
4. Компрессоры водорода позволяют накапливать и хранить газ в контейнерах под давлением от 30 до 350 бар.
5. Складной парус-кайт позволяет не только двигаться при попутном ветре, но и запасать энергию для работы топливных ячеек.
6. Система электролиза воды расщепляет ее на кислород и водород: первый газ уходит в атмосферу, второй отправляется в компрессор и емкости для хранения.
7. Цистерны с водородом – две по 4322 л, в каждой под давлением накапливается до 62 л чистого водорода.
8. Топливная ячейка использует водород для генерации электричества.
9. Литий-ионные батареи питают все бортовые системы, поддерживая стабильное напряжение 200 В.
10. Два электродвигателя обеспечивают движение вперед, а при необходимости превращаются в гидрогенераторы, дополнительно вырабатывая энергию и передавая ее на аккумуляторы.
Зубочистка
Силиконовая капа Amabrush – щетка, готовая справиться с чисткой зубов за десять секунд вместо нескольких минут, на которых так безнадежно настаивают стоматологи. Разработчики обещают даже особенно качественную чистку, одновременно по всей поверхности каждого зуба.
Кампания по краудфандингу на Kickstarter принесла создателям инновационной зубной щетки почти 2,5 млн долларов: проблема явно волнует людей, и Amabrush обещает решить ее легко и просто. Мягкая капа со щетинками и каналами для пасты подключается к вибрирующему модулю, который передает ей свои движения за счет встроенных магнитов. Одной зарядки достаточно для 28 сеансов чистки, капсулы с зубной пастой хватит на месяц полноценного использования, а срок службы сменной капы – до полугода. Впрочем, замена больших проблем не представляет: стоимость капсулы составит всего три евро, капы – шесть. Первые поставки Amabrush ожидаются в декабре.
Мусорщик
Роботизированная урна B.A.R.Y.L. проходит испытания на вокзалах и станциях французских железных дорог (SNCF). Прототип «умной урны» разработан стартапом Immersive Robotics: искусственный интеллект обучается распознавать пассажиров с чем-нибудь ненужным в руках и подъезжать к ним, обходя препятствия.
Шеф свободен
Дорожно-транспортное ведомство (RTA) Дубая обещает уже с конца нынешнего года начать тестовую эксплуатацию беспилотных летающих такси. «Рабочей лошадкой» будущего транспорта станут немецкие дроны Volocopter 2X. Их повышенная безопасность гарантируется множеством ключевых систем: у беспилотника аж 18 роторов и девять аккумуляторов, более сотни микропроцессоров, обеспечивающих стабильность полета, управление и навигацию. В воздухе машина может оставаться до получаса, на перезарядку требует около 40 мин., а при собственном весе 290 кг готова взять на борт двух пассажиров (160 кг). Отдельным предметом гордости инженеров является тишина: по их словам, с расстояния 75 м Volocopter 2Х шумит меньше, чем самый тихий вертолет с 500 м (речь идет о звуке 65 дБ). Ожидается, что к 2030 году беспилотники возьмут на себя не менее четверти всех пассажирских перевозок в столице ОАЭ.