Алгоритм для контроля качества оказываемой помощи

Санкт-Петербургский университетНаука

Когда врачи и пациенты на одной стороне

Специалисты Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ первыми в стране разработали и апробировали алгоритм мониторинга качества жизни пациентов после проведения операций. Он может быть адаптирован и внедрен в различных медицинских учреждениях для контроля качества оказываемой помощи.

Автор: Вера Свиридова

Специалисты Клиники СПбГУ организовали опрос поступающих пациентов так, чтобы они могли быстро заполнять анкеты сразу на планшетах. Pressfoto

Мнения пациентов о своей работе лечебные учреждения активно собирают последние 10–15 лет. Анкеты, онлайн- и смс-опросы, мониторинг отзывов на специализированных сайтах — лишь часть наиболее популярных методов. Однако чаще всего они направлены либо на сбор отзывов о работе конкретного врача, либо общего впечатления о клинике. Такие данные, конечно, дают пищу для размышлений и используются для управления репутационными рисками и принятия организационных решений. И хотя сбор отзывов и анкетирование проводятся под эгидой ориентированности на пациента, заглянуть в глубь процессов, происходящих в лечебном учреждении и за его пределами (пациент лечится и выздоравливает не только в стенах больниц и поликлиник), они не позволяют. В Клинике высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ решили подойти к вопросу основательно, с научной точки зрения, и запустили пилотный проект «3К: Качество жизни — Контроль Качества».

Подобрать инструменты

«Врачи и специалисты по организации лечебного процесса традиционно опираются исключительно на объективные клинические показатели, в том числе результаты анализов до и после оказания помощи, количество прооперированных пациентов или зафиксированных осложнений. Однако этого недостаточно. В условиях пациент-ориентированной медицины важно знать, как пациент оценивает свое пребывание в стационаре, эффективность лечения, насколько он им удовлетворен и как оно отразилось на его жизни. Причем не только в момент выписки, но и спустя продолжительное время. Эти данные могут лечь в основу решений, призванных улучшить медицинскую помощь и качество лечения», — рассказывает Татьяна Ивановна Ионова, профессор, руководитель отдела мониторинга качества жизни Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, доктор биологических наук.

Однако и собрать их не так просто. Поступая в клинику, пациент должен подписывать объемные информированные согласия, зачастую на фоне эмоционального напряжения перед оперативным вмешательством. Выписка тоже момент волнительный, особенно если предстоит долгий путь домой. А пациенты в Клинику СПбГУ приезжают со всей России. Специалисты учли этот момент. «Мы подбирали такие исследовательские инструменты, которые, во-первых, информативны. Во-вторых, они не требуют длительного ознакомления и заполнения, не перегружают респондента. В-третьих, апробированы в научных исследованиях и клинической практике», — отмечает Татьяна Ионова. В итоге в «пакет» участника мониторинга вошли опросник для оценки качества жизни EQ-5D, Пикерский опросник впечатлений пациента и Интегральная шкала оценки удовлетворенности пациента (IMPSS) (подробнее о них смотрите инфобокс слева).

Специалисты IT-службы интегрировали их в информационную систему клиники, благодаря чему пациенты могли быстро заполнять анкеты сразу на электронных устройствах (планшетах). Ответы автоматически загружались в медицинскую систему клиники, и их могли видеть как исследователи, так и врачи — наряду с анализами и историями болезней. Это особенно пригодилось во второй части проекта.

В два этапа

Всего в нем приняли участие 3882 пациента, которые поступали на лечение в кардиологическое и гинекологическое отделения Клиники имени Н. И. Пирогова СПбГУ для проведения хирургического лечения в период с июля 2023 года по сентябрь 2024 года. Средний возраст участников составил 56,5 лет. В рамках первой части проекта они заполняли опросники при поступлении и выписке из стационара. Вторая часть осуществлялась дистанционно. Сотрудники Клиники связывались с пациентами по телефону через 3, 6 и 12 месяцев с просьбой ответить на вопросы опросника качества жизни EQ-5D и один вопрос Интегральной шкалы оценки удовлетворенности пациента результатами лечения (IMPSS). «Нам было важно знать, как чувствуют себя пациенты в течение года после выписки, насколько они удовлетворены эффектом от проведенного лечения. Это обусловлено тем, что восстановление после операции, особенно хирургической, — процесс длительный», — подчеркивает Татьяна Ионова. 79 % пациентов-участников исследования остались в проекте до конца, что является хорошим показателем.

Такая достаточно высокая приверженность участию в проекте объясняется тем, что он отвечает интересам самих пациентов. К тому же авторы предусмотрели возможность оказания помощи тем, кто даже спустя длительное время был не удовлетворен эффектом от лечения, например продолжал испытывать выраженную боль. Таковых оказалось 3 % пациентов после кардиологических операций и 1 % после гинекологических. Информацию о них исследователи передавали заведующим кардиохирургическим и гинекологическим отделениями. «Специалисты отделений связывались с пациентами и на основании полученной от больного информации принимали решение: организовать консультацию у специалиста по месту проживания, а для кого-то и повторную госпитализацию в Клинику. Почти все пациенты с выраженными симптомами получили дополнительную медицинскую помощь для улучшения самочувствия и повышения уровня удовлетворенности лечением, — рассказывает Татьяна Ионова. — Таким образом, апробация проекта прошла не только в теоретической, но и в практической плоскости. Он оказался полезен и пациентам, и клиницистам».

Стало легче

Промежуточный анализ данных позволил выяснить, что при поступлении 47 % пациентов обоих отделений испытывали боль и физический дискомфорт. Примерно столько же (49 %) находились в тревожном и депрессивном состоянии. 22 % при выписке сообщили, что больше не имеют болевых ощущений, а 36 % смогли выйти из подавленного состояния. По словам Татьяны Ионовой, в целом 70 % пациентов обоих отделений отметили улучшение показателей качества жизни, а выраженные проблемы испытывали менее 1,5 %.

В дальнейшем положительная динамика сохранилась. Так, через 3 месяца после выписки 82 % сообщили, что полностью удовлетворены лечением, а спустя 6 месяцев таковых было уже 84 %.

Проект «3К: Качество жизни — Контроль Качества» был положительно встречен и пациентами, и лечащими врачами. Ксения Куранда

Улучшить коммуникацию

Не менее важным оказался анализ впечатлений пациентов о пребывании в стационаре. Как рассказали исследователи, большинство больных остались довольны. Подавляющее число госпитализированных (более 90 %) оценили высокий уровень таких аспектов, как информирование, согласованность мнений, физическое состояние, вовлеченность семьи и родственников. Одновременно специалистам Клиники удалось выяснить и те аспекты, которые могут быть улучшены: учет предпочтений пациента, преемственность оказания помощи и психологический аспект. В целом они лежат в одной плоскости и связаны с уровнем и качеством коммуникации между медицинским персоналом и пациентами. Чаще всего (25 %) больные считали, что можно улучшить преемственность оказания помощи. «Это говорит о том, что при выписке пациенты не всегда полностью понимали, что они должны делать дальше. Например, какие принимать препараты, какие ограничения соблюдать, нужно ли продолжить наблюдение у специалиста и как долго. Это важные аспекты для больного, хорошо, что мы их выявили. В Клинике уже усилили работу в этом направлении», — рассказывает Татьяна Павловна Никитина, врач-методист отдела мониторинга качества жизни Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, кандидат медицинских наук.

Больше 23 % больных сообщили о необходимости в большей степени учитывать предпочтения пациента. Как отметила Татьяна Ионова, это важный аспект, который обращает внимание на то, что не всегда ожидания пациента соответствуют реальности, с которой он сталкивается. «Вероятно, такому пациенту врач, например, не всё объяснил относительно порядка и объема помощи, которая будет оказываться на протяжении госпитализации. Ему важно знать, как ему будут делать операцию, как пройдет подготовка к ней, как он будет себя чувствовать после и с какими специалистами ему взаимодействовать после выписки из стационара. Этого некоторым пациентам не хватило. Теперь мы знаем об этом и можем улучшить работу в этом направлении», — поясняет Татьяна Ионова.

Конечно, может показаться, что данные аспекты носят довольно субъективный характер и могут зависеть от характера пациента, его личностных качеств и социального опыта. Однако специалисты Клиники считают, что информация, полученная напрямую от пациента, важна и ее нельзя не учитывать. «Врач должен быть и психологом. Есть пациенты, которым нужно уделить чуть больше внимания и времени, чтобы те не оказались наедине со своими проблемами и сомнениями», — уверена Татьяна Ионова.

Что и требовалось доказать

Специалисты подчеркивают: получить почти стопроцентную удовлетворенность по всем показателям невозможно. Особенно в тех отделениях, где проходят лечение пациенты с тяжелыми заболеваниями, значительно ухудшающими качество жизни человека. Однако лечебным учреждениям и отделениям (независимо от их профиля) важно знать, на какие направления работы стоит обратить внимание. «Именно поэтому необходим такой алгоритм мониторинга, который можно было бы использовать в разных стационарах и разных отделениях. Мы в Клинике СПбГУ разработали таковой, апробировали и уже сегодня имеем все основания говорить о его эффективности», — отмечает Татьяна Ионова. Доказательством этому служит и тот факт, что с августа 2025 года мониторинг качества жизни пациентов будет продолжен.

Как рассказала Татьяна Ионова, проект был положительно встречен и пациентами, и лечащими врачами. Уже в ходе его реализации заинтересованность в проведении мониторинга выразили и представители других отделений. «Мы продемонстрировали, что получаемые в ходе исследования данные действительно способны улучшить качество медицинской помощи», — говорит Татьяна Никитина.

Лучше, чем за рубежом

Специалисты Клиники сравнили данные, полученные в ходе анализа ответов на вопросы из Пикерского опросника впечатлений пациента, с результатами лечебных учреждений США, Франции и Швейцарии. «Наши показатели практически по всем аспектам оказались лучше, чем в других странах», — подчеркивает Татьяна Никитина. Это наглядная иллюстрация того, что пациенты высоко оценивают качество помощи, оказываемой им в Клинике СПбГУ.

Татьяна Ивановна Ионова, профессор, руководитель отдела мониторинга качества жизни Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, д. б. н.

Татьяна Павловна Никитина, врач-методист отдела мониторинга качества жизни Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, к. м. н.


Инструменты опроса участников исследования «3К: Качество жизни — контроль качества»

EQ-5D (опросник качества жизни)

Состоит из двух частей:

1. Включает 5 вопросов для оценки уровня проблем по пяти аспектам жизни:

а) подвижность;

б) уход за собой;

в) повседневная активность;

г) боль/дискомфорт;

д) тревога/депрессия.

2. «Термометр здоровья» (респондент оценивает свое состояние здоровья по шкале от 0 до 100).

Пациенты оценивали качество жизни при поступлении в клинику, при выписке, через 3 и 6 месяцев и через год.

Пикерский опросник впечатлений пациента (Piker Patient Experience Questionnaire — PPE-15)

Включает 15 вопросов и оценивает 7 аспектов медицинской помощи:

  • Информирование пациента о проводимом лечении;
  • согласованность оценок медицинского персонала;
  • психологический аспект;
  • учет предпочтений пациента;
  • физическое состояние;
  • вовлеченность семьи и друзей;
  • преемственность оказания помощи.

Пациенты оценивали свой опыт пребывания в стационаре при выписке из клиники.

Интегральная шкала оценки удовлетворенности пациента результатами лечения (IMPSS)

Представляет собой шкалу Ликерта, состоящую из 5 пунктов.

Пациенты оценивали свою удовлетворенность результатами лечения через 3 и 6 месяцев и через год после завершения лечения (по шкале от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен»).

Что почитать

Подробнее о результатах разработки и реализации проекта «3К: Качество жизни — контроль качества» читайте в статье «Алгоритм мониторинга качества жизни пациентов для контроля качества медицинской помощи и его апробация в клинике высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова Санкт-Петербургского государственного университета» в журнале «Национальное здравоохранение», том 6, № 1 (2025), стр. 29–41, DOI.ORG/10.47093/2713-069X.2025.6.1.29-41.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Границы адаптации Границы адаптации

Как повысить работоспособность космонавтов

Санкт-Петербургский университет
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Наука и жизнь. Архив Наука и жизнь. Архив

Статьи об исследованиях жидкого гелия и вообще низких температур

Наука и жизнь
Cвадебный бум Cвадебный бум

Прическа для важного дня: 5 идей для волос разной длины

Лиза
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
Неоднозначный герой: история Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, спасшего более 1000 евреев во время Холокоста Неоднозначный герой: история Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, спасшего более 1000 евреев во время Холокоста

Почему личность Оскара Шиндлера в фильме 1993 года представлена идеализированно?

ТехИнсайдер
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Марсоход Perseverance побил рекорд на Марсе — такого еще не делал ни один робот Марсоход Perseverance побил рекорд на Марсе — такого еще не делал ни один робот

Марсоход NASA Perseverance вышел на «открытую дорогу» Марса

Inc.
Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные? Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные?

Почему самый большой океан на планете имеет такое «безобидное» название?

ТехИнсайдер
8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью 8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью

Есть вещи, которые лучше держать подальше от подкроватья

VOICE
Как откручивать шкив коленвала и в какую сторону Как откручивать шкив коленвала и в какую сторону

Все о снятии шкива коленвала: инструменты, последовательность, как крепится

РБК
Путешествия Мандевиля Путешествия Мандевиля

Выдуманные странствия: как Джон Мандевиль создал средневековый фейк

Дилетант
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации

Как строить из того, что предлагает сам Марс?

Inc.
На чистые волосы и не чаще раза в неделю? Как  на самом деле следует пользоваться сухим шампунем На чистые волосы и не чаще раза в неделю? Как  на самом деле следует пользоваться сухим шампунем

Как правильно использовать сухой шампунь и каков его смысл на чистых волосах?

ТехИнсайдер
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых

Как ученые подтвердили нейрогенез у взрослых

N+1
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
ИИ выходит на работу ИИ выходит на работу

Знание ИИ — новый стандарт на рынке труда

Ведомости
Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов

Как подступиться к устрицам тем, кто давно хочет их попробовать

Правила жизни
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Пробивной бизнес Пробивной бизнес

Почему пробив — основное правонарушение в области информационной безопасности?

Ведомости
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра

О том, почему профессия папарацци все еще жива и востребована

Forbes
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Что такое аэройога: чем она полезна, упражнения для йоги в гамаках Что такое аэройога: чем она полезна, упражнения для йоги в гамаках

Аэройога: антистресс и тренажер для развития гибкости

РБК
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении