Алгоритм для контроля качества оказываемой помощи

Санкт-Петербургский университетНаука

Когда врачи и пациенты на одной стороне

Специалисты Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ первыми в стране разработали и апробировали алгоритм мониторинга качества жизни пациентов после проведения операций. Он может быть адаптирован и внедрен в различных медицинских учреждениях для контроля качества оказываемой помощи.

Автор: Вера Свиридова

Специалисты Клиники СПбГУ организовали опрос поступающих пациентов так, чтобы они могли быстро заполнять анкеты сразу на планшетах. Pressfoto

Мнения пациентов о своей работе лечебные учреждения активно собирают последние 10–15 лет. Анкеты, онлайн- и смс-опросы, мониторинг отзывов на специализированных сайтах — лишь часть наиболее популярных методов. Однако чаще всего они направлены либо на сбор отзывов о работе конкретного врача, либо общего впечатления о клинике. Такие данные, конечно, дают пищу для размышлений и используются для управления репутационными рисками и принятия организационных решений. И хотя сбор отзывов и анкетирование проводятся под эгидой ориентированности на пациента, заглянуть в глубь процессов, происходящих в лечебном учреждении и за его пределами (пациент лечится и выздоравливает не только в стенах больниц и поликлиник), они не позволяют. В Клинике высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ решили подойти к вопросу основательно, с научной точки зрения, и запустили пилотный проект «3К: Качество жизни — Контроль Качества».

Подобрать инструменты

«Врачи и специалисты по организации лечебного процесса традиционно опираются исключительно на объективные клинические показатели, в том числе результаты анализов до и после оказания помощи, количество прооперированных пациентов или зафиксированных осложнений. Однако этого недостаточно. В условиях пациент-ориентированной медицины важно знать, как пациент оценивает свое пребывание в стационаре, эффективность лечения, насколько он им удовлетворен и как оно отразилось на его жизни. Причем не только в момент выписки, но и спустя продолжительное время. Эти данные могут лечь в основу решений, призванных улучшить медицинскую помощь и качество лечения», — рассказывает Татьяна Ивановна Ионова, профессор, руководитель отдела мониторинга качества жизни Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, доктор биологических наук.

Однако и собрать их не так просто. Поступая в клинику, пациент должен подписывать объемные информированные согласия, зачастую на фоне эмоционального напряжения перед оперативным вмешательством. Выписка тоже момент волнительный, особенно если предстоит долгий путь домой. А пациенты в Клинику СПбГУ приезжают со всей России. Специалисты учли этот момент. «Мы подбирали такие исследовательские инструменты, которые, во-первых, информативны. Во-вторых, они не требуют длительного ознакомления и заполнения, не перегружают респондента. В-третьих, апробированы в научных исследованиях и клинической практике», — отмечает Татьяна Ионова. В итоге в «пакет» участника мониторинга вошли опросник для оценки качества жизни EQ-5D, Пикерский опросник впечатлений пациента и Интегральная шкала оценки удовлетворенности пациента (IMPSS) (подробнее о них смотрите инфобокс слева).

Специалисты IT-службы интегрировали их в информационную систему клиники, благодаря чему пациенты могли быстро заполнять анкеты сразу на электронных устройствах (планшетах). Ответы автоматически загружались в медицинскую систему клиники, и их могли видеть как исследователи, так и врачи — наряду с анализами и историями болезней. Это особенно пригодилось во второй части проекта.

В два этапа

Всего в нем приняли участие 3882 пациента, которые поступали на лечение в кардиологическое и гинекологическое отделения Клиники имени Н. И. Пирогова СПбГУ для проведения хирургического лечения в период с июля 2023 года по сентябрь 2024 года. Средний возраст участников составил 56,5 лет. В рамках первой части проекта они заполняли опросники при поступлении и выписке из стационара. Вторая часть осуществлялась дистанционно. Сотрудники Клиники связывались с пациентами по телефону через 3, 6 и 12 месяцев с просьбой ответить на вопросы опросника качества жизни EQ-5D и один вопрос Интегральной шкалы оценки удовлетворенности пациента результатами лечения (IMPSS). «Нам было важно знать, как чувствуют себя пациенты в течение года после выписки, насколько они удовлетворены эффектом от проведенного лечения. Это обусловлено тем, что восстановление после операции, особенно хирургической, — процесс длительный», — подчеркивает Татьяна Ионова. 79 % пациентов-участников исследования остались в проекте до конца, что является хорошим показателем.

Такая достаточно высокая приверженность участию в проекте объясняется тем, что он отвечает интересам самих пациентов. К тому же авторы предусмотрели возможность оказания помощи тем, кто даже спустя длительное время был не удовлетворен эффектом от лечения, например продолжал испытывать выраженную боль. Таковых оказалось 3 % пациентов после кардиологических операций и 1 % после гинекологических. Информацию о них исследователи передавали заведующим кардиохирургическим и гинекологическим отделениями. «Специалисты отделений связывались с пациентами и на основании полученной от больного информации принимали решение: организовать консультацию у специалиста по месту проживания, а для кого-то и повторную госпитализацию в Клинику. Почти все пациенты с выраженными симптомами получили дополнительную медицинскую помощь для улучшения самочувствия и повышения уровня удовлетворенности лечением, — рассказывает Татьяна Ионова. — Таким образом, апробация проекта прошла не только в теоретической, но и в практической плоскости. Он оказался полезен и пациентам, и клиницистам».

Стало легче

Промежуточный анализ данных позволил выяснить, что при поступлении 47 % пациентов обоих отделений испытывали боль и физический дискомфорт. Примерно столько же (49 %) находились в тревожном и депрессивном состоянии. 22 % при выписке сообщили, что больше не имеют болевых ощущений, а 36 % смогли выйти из подавленного состояния. По словам Татьяны Ионовой, в целом 70 % пациентов обоих отделений отметили улучшение показателей качества жизни, а выраженные проблемы испытывали менее 1,5 %.

В дальнейшем положительная динамика сохранилась. Так, через 3 месяца после выписки 82 % сообщили, что полностью удовлетворены лечением, а спустя 6 месяцев таковых было уже 84 %.

Проект «3К: Качество жизни — Контроль Качества» был положительно встречен и пациентами, и лечащими врачами. Ксения Куранда

Улучшить коммуникацию

Не менее важным оказался анализ впечатлений пациентов о пребывании в стационаре. Как рассказали исследователи, большинство больных остались довольны. Подавляющее число госпитализированных (более 90 %) оценили высокий уровень таких аспектов, как информирование, согласованность мнений, физическое состояние, вовлеченность семьи и родственников. Одновременно специалистам Клиники удалось выяснить и те аспекты, которые могут быть улучшены: учет предпочтений пациента, преемственность оказания помощи и психологический аспект. В целом они лежат в одной плоскости и связаны с уровнем и качеством коммуникации между медицинским персоналом и пациентами. Чаще всего (25 %) больные считали, что можно улучшить преемственность оказания помощи. «Это говорит о том, что при выписке пациенты не всегда полностью понимали, что они должны делать дальше. Например, какие принимать препараты, какие ограничения соблюдать, нужно ли продолжить наблюдение у специалиста и как долго. Это важные аспекты для больного, хорошо, что мы их выявили. В Клинике уже усилили работу в этом направлении», — рассказывает Татьяна Павловна Никитина, врач-методист отдела мониторинга качества жизни Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, кандидат медицинских наук.

Больше 23 % больных сообщили о необходимости в большей степени учитывать предпочтения пациента. Как отметила Татьяна Ионова, это важный аспект, который обращает внимание на то, что не всегда ожидания пациента соответствуют реальности, с которой он сталкивается. «Вероятно, такому пациенту врач, например, не всё объяснил относительно порядка и объема помощи, которая будет оказываться на протяжении госпитализации. Ему важно знать, как ему будут делать операцию, как пройдет подготовка к ней, как он будет себя чувствовать после и с какими специалистами ему взаимодействовать после выписки из стационара. Этого некоторым пациентам не хватило. Теперь мы знаем об этом и можем улучшить работу в этом направлении», — поясняет Татьяна Ионова.

Конечно, может показаться, что данные аспекты носят довольно субъективный характер и могут зависеть от характера пациента, его личностных качеств и социального опыта. Однако специалисты Клиники считают, что информация, полученная напрямую от пациента, важна и ее нельзя не учитывать. «Врач должен быть и психологом. Есть пациенты, которым нужно уделить чуть больше внимания и времени, чтобы те не оказались наедине со своими проблемами и сомнениями», — уверена Татьяна Ионова.

Что и требовалось доказать

Специалисты подчеркивают: получить почти стопроцентную удовлетворенность по всем показателям невозможно. Особенно в тех отделениях, где проходят лечение пациенты с тяжелыми заболеваниями, значительно ухудшающими качество жизни человека. Однако лечебным учреждениям и отделениям (независимо от их профиля) важно знать, на какие направления работы стоит обратить внимание. «Именно поэтому необходим такой алгоритм мониторинга, который можно было бы использовать в разных стационарах и разных отделениях. Мы в Клинике СПбГУ разработали таковой, апробировали и уже сегодня имеем все основания говорить о его эффективности», — отмечает Татьяна Ионова. Доказательством этому служит и тот факт, что с августа 2025 года мониторинг качества жизни пациентов будет продолжен.

Как рассказала Татьяна Ионова, проект был положительно встречен и пациентами, и лечащими врачами. Уже в ходе его реализации заинтересованность в проведении мониторинга выразили и представители других отделений. «Мы продемонстрировали, что получаемые в ходе исследования данные действительно способны улучшить качество медицинской помощи», — говорит Татьяна Никитина.

Лучше, чем за рубежом

Специалисты Клиники сравнили данные, полученные в ходе анализа ответов на вопросы из Пикерского опросника впечатлений пациента, с результатами лечебных учреждений США, Франции и Швейцарии. «Наши показатели практически по всем аспектам оказались лучше, чем в других странах», — подчеркивает Татьяна Никитина. Это наглядная иллюстрация того, что пациенты высоко оценивают качество помощи, оказываемой им в Клинике СПбГУ.

Татьяна Ивановна Ионова, профессор, руководитель отдела мониторинга качества жизни Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, д. б. н.

Татьяна Павловна Никитина, врач-методист отдела мониторинга качества жизни Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, к. м. н.


Инструменты опроса участников исследования «3К: Качество жизни — контроль качества»

EQ-5D (опросник качества жизни)

Состоит из двух частей:

1. Включает 5 вопросов для оценки уровня проблем по пяти аспектам жизни:

а) подвижность;

б) уход за собой;

в) повседневная активность;

г) боль/дискомфорт;

д) тревога/депрессия.

2. «Термометр здоровья» (респондент оценивает свое состояние здоровья по шкале от 0 до 100).

Пациенты оценивали качество жизни при поступлении в клинику, при выписке, через 3 и 6 месяцев и через год.

Пикерский опросник впечатлений пациента (Piker Patient Experience Questionnaire — PPE-15)

Включает 15 вопросов и оценивает 7 аспектов медицинской помощи:

  • Информирование пациента о проводимом лечении;
  • согласованность оценок медицинского персонала;
  • психологический аспект;
  • учет предпочтений пациента;
  • физическое состояние;
  • вовлеченность семьи и друзей;
  • преемственность оказания помощи.

Пациенты оценивали свой опыт пребывания в стационаре при выписке из клиники.

Интегральная шкала оценки удовлетворенности пациента результатами лечения (IMPSS)

Представляет собой шкалу Ликерта, состоящую из 5 пунктов.

Пациенты оценивали свою удовлетворенность результатами лечения через 3 и 6 месяцев и через год после завершения лечения (по шкале от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен»).

Что почитать

Подробнее о результатах разработки и реализации проекта «3К: Качество жизни — контроль качества» читайте в статье «Алгоритм мониторинга качества жизни пациентов для контроля качества медицинской помощи и его апробация в клинике высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова Санкт-Петербургского государственного университета» в журнале «Национальное здравоохранение», том 6, № 1 (2025), стр. 29–41, DOI.ORG/10.47093/2713-069X.2025.6.1.29-41.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила воды Сила воды

Зоологи доказали: сайгаки приходят на водопои не только пить

Санкт-Петербургский университет
Водолей — это знак Водолей — это знак

Как помочь организму сохранить живительную влагу?

Собака.ru
Наука и жизнь сто лет назад Наука и жизнь сто лет назад

Наука столетней давности: радиофотография, аэростроение и остров гигантов

Наука и жизнь
С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь

Как высокая температура влияет на работоспособность

Forbes
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Многодетный капитал Многодетный капитал

Росту рождаемости помогут обновлённый маткапитал и сниженные ставки по ипотеке

Ведомости
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки» Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Самые яркие проекты модернизации «Оки»

ТехИнсайдер
Дневник Дневник

Как ведение дневника помогает услышать себя? Личные истории наших героинь

Здоровье
«Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами «Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами

Как молодые взрослые ищут баланс между тратами и накоплениями

РБК
Правила жизни Тома Хэнкса Правила жизни Тома Хэнкса

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Правила жизни
Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват

Действительно ли от нейросетей исходят серьезные угрозы?

Forbes
Болванчик из бейсбола: как фигурки-сувениры приносят миллионы командам МЛБ Болванчик из бейсбола: как фигурки-сувениры приносят миллионы командам МЛБ

Бейсбол: уникальная субкультура и сумасшедший спрос на фигурки

Forbes
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Самовыражение в наклейке Самовыражение в наклейке

Платёжные стикеры популярны, но теряют шансы на рост

Ведомости
Почему голубые пейзажи вызывают ностальгию и улучшают психическое самочувствие Почему голубые пейзажи вызывают ностальгию и улучшают психическое самочувствие

Как ностальгия влияет на наше психическое благополучие

ТехИнсайдер
Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет» Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет»

О развитии виноделия в России, новых нишах и росте спроса на безалкогольное вино

Ведомости
Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики

Какие ужасные вещи назвали главными последствиями засух

N+1
Археологи раскопали традиционный женский убор летописной муромы Археологи раскопали традиционный женский убор летописной муромы

Что археологи нашли в могильнике летописной муромы

N+1
От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино

Путь Супермена: со страниц комиксов на большой экран

Forbes
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Культурная программа Культурная программа

Нужна ли ребенку культурная программа и в каком объеме

Новый очаг
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
Легенды со стрелками: 7 знаменитых часов в мире Легенды со стрелками: 7 знаменитых часов в мире

О десяти самых знаменитых часах, расположенных в разных частях нашего мира

ТехИнсайдер
Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино» Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино»

Все гладко складывается только в плохом кино

Коллекция. Караван историй
«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников

О самых дорогих картинах, вышедших из под кистей российских мэтров живописи

ТехИнсайдер
Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают

Как разумно регулировать свое поведение в соцсетях и в обращении с технологиями

Forbes
Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой

Астрономы подтвердили обнаружение третьего межзвездного объекта

N+1
Открыть в приложении