Как устроены платные автомагистрали

Популярная механикаАвто

Компьютеры большой дороги

К концу 2018 года Москву и Петербург свяжет новая магистраль M-11. Качественное покрытие, безопасность, до 10 полос движения и расчетная скорость в 150 км/ч позволят быстро и с комфортом добраться на автомобиле из одной столицы в другую. Правда, придется раскошелиться: М-11 – дорога платная.

Текст: Даниил Кузнецов

В первые деньги за проезд по отдельным участкам автомагистралей в России стали взимать в 1998 году. Однако соответствующие международным стандартам платные дороги появились лишь в 2010-м. Сейчас к ним относятся прогоны на Западном скоростном диаметре Санкт-Петербурга, трассах М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина». Для развития этой сети госкомпания «Автодор» привлекает частных инвесторов: фирмы-концессионеры строят и поддерживают трассу, а взамен собирают плату за проезд в течение 20–30 лет с момента запуска магистрали.

Собственно, проблема сбора платежей является для таких дорог ключевой. Износ дорожного полотна – а значит, и расходы на ремонт – зависят от веса транспортного средства; чем он больше, тем выше должен быть тариф. На пограничных пунктах машины взвешивают, однако для дорог общего пользования это слишком дорого и долго. Поэтому чаще всего здесь оценивают габариты транспорта: длину и высоту (общую и отдельно капота), количество колесных осей. Сочетание этих параметров позволяет выделять легковые (две оси), грузовые (две-три) и тяжелые грузовые (свыше трех осей) автомобили. Соответственно начисляется и плата.

Без людей

Кассир-оператор легко справляется с задачей такой классификации. Но чтобы передать наличные кассиру, потребуется либо замедлить ход автомобиля, либо вовсе остановиться. Это снова тормозит поток и провоцирует очереди. Но главное – значительно увеличиваются расходы. Чтобы избежать серьезных очередей, даже на двухполосной дороге придется установить не меньше четырех круглосуточных пунктов оплаты. По подсчетам американских экономистов, необходимый для этого штат способен «съесть» до трети выручки компании. Более того, операторы легко проводят часть платежей «мимо кассы», нанося прямой убыток.

Но в эпоху интернета вещей и искусственного интеллекта все, что может быть автоматизировано, автоматизируется, включая и платные дороги. Первым решением проблемы стали оптопары или лазерные лучи. В обоих случаях низко, на уровне колес автомобиля, ставятся излучатель и фотоприемник, генерирующий электрический сигнал. Проезжающая машина разрывает луч между ними, и сигнал прерывается: если у машины две колесные оси – два раза, если три – то три.

Чтобы избежать ложных срабатываний от случайного прерывания луча птицей или просто сугробом, такие системы дополняют индукционными петлями, вмонтированными в асфальт на въезде и выезде из пункта оплаты. Они реагируют только на относительно большие металлические объекты и позволяют фиксировать сам факт проезда автомобиля.

Системы автоматической классификации транспортных средств (АКТС), основанные на оптопарах, эффективны и дешевы. Но не в России. Они хорошо зарекомендовали себя в странах с теплым климатом, однако в условиях, когда холода задерживаются на полгода и дольше, их постоянно облепляет и заваливает снег. Другой «национальной» проблемой оптопар оказались популярные в нашей стране широкие брызговики. Как обычно, нам пришлось идти своим путем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лыжники с небес Лыжники с небес

Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты

Популярная механика
Моя вторая мама Моя вторая мама

По количеству ролей в анекдотах свекровь, конечно, никогда не сравнится с тещей

Cosmopolitan
Полет на кавернах Полет на кавернах

Как ускорить движение судна за счет подвода газа к его корпусу

Популярная механика
«Пуповину он резать отказался». Россияне о партнерских родах «Пуповину он резать отказался». Россияне о партнерских родах

«Пуповину он резать отказался». Россияне о партнерских родах

СНОБ
Человек, который купил космодром Человек, который купил космодром

Плавучий космодром «Морской старт»: перезагрузка

Популярная механика
На роду написано На роду написано

Через поколения к нам доносятся отзвуки событий Великой Октябрьской революции

Psychologies
Дроны-самоубийцы Дроны-самоубийцы

Разработка барражирующих боеприпасов

Популярная механика
В начале было слово В начале было слово

«Да я ее и пальцем не тронул» — любимый аргумент домашних тиранов

Glamour
Кража личного пространства Кража личного пространства

В России обостряется проблема утечки персональных данных

Эксперт
Просто я лучше всех Просто я лучше всех

Женщины редко любят себя безусловной любовью. Но это можно изменить

Cosmopolitan
Сюрпризы от Клериссо Сюрпризы от Клериссо

Рисунки французского художника начала XIX века Шарля Луи Клериссо

Дилетант
Тайная связь Тайная связь

Как решали проблему сохранения важных сообщений в тайне от посторонних глаз

Дилетант
Выход есть. Как выживают люди, потерявшие все. Часть 3 Выход есть. Как выживают люди, потерявшие все. Часть 3

В мире много людей, которым нужна помощь

СНОБ
Александр Петров: «У меня была любовь и война одновременно» Александр Петров: «У меня была любовь и война одновременно»

Еще два года назад он был «одним из», а сейчас 28-летний Саша Петров – «самый». Самый молодой Гамлет в истории, самый яркий, востребованный: «Притяжение», «Полицейский с Рублевки», теперь – громкий кинопроект «Гоголь». В театре им. Ермоловой его называют артистом вертикального взлета. Как же стать «самым» и не сломаться?

Psychologies
Дотракиец в Петербурге Дотракиец в Петербурге

Иногда метафора помогает найти ключ к трудному подростку

СНОБ
Юлия Живейнова-Феррара: Чужая родня Юлия Живейнова-Феррара: Чужая родня

"Вот и все!" — мелькнуло в голове, когда здоровенный мужик сжал мое горло

Караван историй
Первый день оставшейся жизни Первый день оставшейся жизни

Каждый миг может стать последним, утверждает логотерапевт Светлана Штукарева. Мы cпросили ее о том, как прожить его со смыслом.

Psychologies
Алексей Алексенко: Тайна огурца раскрыта Алексей Алексенко: Тайна огурца раскрыта

Чем занимались огурцы десятки миллионов лет

СНОБ
Деньги на бочке Деньги на бочке

Торговец пивными кегами запустил производство, чтобы уйти с серого рынка

Forbes
Нелишняя копеечка Нелишняя копеечка

Как улучшить свое материальное положение?

Лиза
Вадим Самойлов Вадим Самойлов

Бывший вокалист «Агаты Кристи», а ныне сольный артист ответил за все

Maxim
Вера Филенко: Вершки-корешки Вера Филенко: Вершки-корешки

История об офисном рабстве, семейном долге, дачной повинности

СНОБ
Живучие не по правилам Живучие не по правилам

Невероятные истории выживания на глубине, в снегах и в пустыне

Maxim
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Пролетарии всех стран, вы там, вообще, как?

Maxim
Дело о пропеллере Дело о пропеллере

Героическая история летчика — с точки зрения его адвоката Добровинского

Tatler
Теннисистка Светлана Кузнецова: Я командный игрок и могла бы отлично играть в футбол Теннисистка Светлана Кузнецова: Я командный игрок и могла бы отлично играть в футбол

Светлана Кузнецова — о том, какие кошмары снятся спортсменам

СНОБ
Жизнь кубанских виноделов, часть 2. Родина слонов, родина вина Жизнь кубанских виноделов, часть 2. Родина слонов, родина вина

Что запрещено виноделу и сколько бутылок красного дают за один Крымский мост

СНОБ
Иракские христиане: после освобождения Иракские христиане: после освобождения

Что происходит в крупнейшем христианском городе Ирака после освобождения от ИГ

Русский репортер
Арктический бурлак Арктический бурлак

«Бурлак» – грузовик, которому нипочем глубокий снег, лед, вода, болота

Популярная механика
«Мне удалось невозможное: я справилась с болезнью, которую считают неизлечимой» «Мне удалось невозможное: я справилась с болезнью, которую считают неизлечимой»

Она доказала: если мечтаешь жить полной жизнью, возможно всё

Cosmopolitan
Открыть в приложении