Как устроены платные автомагистрали

Популярная механикаАвто

Компьютеры большой дороги

К концу 2018 года Москву и Петербург свяжет новая магистраль M-11. Качественное покрытие, безопасность, до 10 полос движения и расчетная скорость в 150 км/ч позволят быстро и с комфортом добраться на автомобиле из одной столицы в другую. Правда, придется раскошелиться: М-11 – дорога платная.

Текст: Даниил Кузнецов

В первые деньги за проезд по отдельным участкам автомагистралей в России стали взимать в 1998 году. Однако соответствующие международным стандартам платные дороги появились лишь в 2010-м. Сейчас к ним относятся прогоны на Западном скоростном диаметре Санкт-Петербурга, трассах М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина». Для развития этой сети госкомпания «Автодор» привлекает частных инвесторов: фирмы-концессионеры строят и поддерживают трассу, а взамен собирают плату за проезд в течение 20–30 лет с момента запуска магистрали.

Собственно, проблема сбора платежей является для таких дорог ключевой. Износ дорожного полотна – а значит, и расходы на ремонт – зависят от веса транспортного средства; чем он больше, тем выше должен быть тариф. На пограничных пунктах машины взвешивают, однако для дорог общего пользования это слишком дорого и долго. Поэтому чаще всего здесь оценивают габариты транспорта: длину и высоту (общую и отдельно капота), количество колесных осей. Сочетание этих параметров позволяет выделять легковые (две оси), грузовые (две-три) и тяжелые грузовые (свыше трех осей) автомобили. Соответственно начисляется и плата.

Без людей

Кассир-оператор легко справляется с задачей такой классификации. Но чтобы передать наличные кассиру, потребуется либо замедлить ход автомобиля, либо вовсе остановиться. Это снова тормозит поток и провоцирует очереди. Но главное – значительно увеличиваются расходы. Чтобы избежать серьезных очередей, даже на двухполосной дороге придется установить не меньше четырех круглосуточных пунктов оплаты. По подсчетам американских экономистов, необходимый для этого штат способен «съесть» до трети выручки компании. Более того, операторы легко проводят часть платежей «мимо кассы», нанося прямой убыток.

Но в эпоху интернета вещей и искусственного интеллекта все, что может быть автоматизировано, автоматизируется, включая и платные дороги. Первым решением проблемы стали оптопары или лазерные лучи. В обоих случаях низко, на уровне колес автомобиля, ставятся излучатель и фотоприемник, генерирующий электрический сигнал. Проезжающая машина разрывает луч между ними, и сигнал прерывается: если у машины две колесные оси – два раза, если три – то три.

Чтобы избежать ложных срабатываний от случайного прерывания луча птицей или просто сугробом, такие системы дополняют индукционными петлями, вмонтированными в асфальт на въезде и выезде из пункта оплаты. Они реагируют только на относительно большие металлические объекты и позволяют фиксировать сам факт проезда автомобиля.

Системы автоматической классификации транспортных средств (АКТС), основанные на оптопарах, эффективны и дешевы. Но не в России. Они хорошо зарекомендовали себя в странах с теплым климатом, однако в условиях, когда холода задерживаются на полгода и дольше, их постоянно облепляет и заваливает снег. Другой «национальной» проблемой оптопар оказались популярные в нашей стране широкие брызговики. Как обычно, нам пришлось идти своим путем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дроны-самоубийцы Дроны-самоубийцы

Разработка барражирующих боеприпасов

Популярная механика
Жизнь кубанских виноделов, часть 2. Родина слонов, родина вина Жизнь кубанских виноделов, часть 2. Родина слонов, родина вина

Что запрещено виноделу и сколько бутылок красного дают за один Крымский мост

СНОБ
Федор Смолов Федор Смолов

Форвард рассказал, как ему удалось стать самым крутым рос­сийским футболистом

Maxim
Письмами и светом, звуками и дымом Письмами и светом, звуками и дымом

Человечество давно решает проблему оперативной и надежной передачи информации

Дилетант
Звезда эфира Звезда эфира

Крупнейшие компании мира внедряют в свою работу распределенную систему Ethereum

Популярная механика
Сексуальная утечка Сексуальная утечка

О, средний русский мужчина, как я восхищаюсь тобой!

СНОБ
Летающий автомобиль Атаманова Летающий автомобиль Атаманова

Пятиместный автомобиль, первый полет которого планируется уже в сентябре

Популярная механика
Фея Дюн Фея Дюн

Даша Чаруша — русалка отечественного шоу-бизнеса

Maxim
Секс по телефону Секс по телефону

Феминистка, интеллектуалка и звезда кино для взрослых, известная как Стоя

GQ
Как я на месяц взяла всё в свои руки Как я на месяц взяла всё в свои руки

Мужчины говорят, что ценят женскую инициативу и предпочитают смелых девушек

Cosmopolitan
Дроид полка Дроид полка

Скоро ли солдат сможет героически отражать отступление, лежа с джойстиком?

Maxim
Роза ветров. Отрывок из романа Роза ветров. Отрывок из романа

Фрагмент из исторического романа Андрея Геласимова «Роза ветров»

СНОБ
Все любят Дональда Все любят Дональда

Евгения Микулина оппонирует женщинам, которым омерзителен Трамп

GQ
Потерять ребенка Потерять ребенка

Истории, в которых матери потеряли своих детей

СНОБ
Полет на кавернах Полет на кавернах

Как ускорить движение судна за счет подвода газа к его корпусу

Популярная механика
Смерть трояка Смерть трояка

Банкноты в 200 и 2000 рублей наводят на размышления о путях российской истории

СНОБ
«Сначала ты молодой неуч, а через 10 лет — списанный материал». Три истории про эйджизм «Сначала ты молодой неуч, а через 10 лет — списанный материал». Три истории про эйджизм

Как пережить насмешки, хамство начальства и что делать, если тебе за сорок

СНОБ
Как преобразиться после родов за один день Как преобразиться после родов за один день

Как современная медицина помогает улучшить сексуальную жизнь

СНОБ
«Я плавала с белухами обнаженной, чтобы стать одной из них» «Я плавала с белухами обнаженной, чтобы стать одной из них»

Наталья Авсеенко – человеческие возможности гораздо больше, чем принято думать

Psychologies
«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars «Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars

Чем живут скрытные миллиардеры из семьи Марс

Forbes
Моя вторая мама Моя вторая мама

По количеству ролей в анекдотах свекровь, конечно, никогда не сравнится с тещей

Cosmopolitan
Скромное обаяние рабства Скромное обаяние рабства

Рабство куда более сложное явление, чем можно подумать

Maxim
Лолита: Кто не работает, тот не встречается Лолита: Кто не работает, тот не встречается

Певица Лолита без комплексов и в жизни и на сцене

Лиза
Живучие не по правилам Живучие не по правилам

Невероятные истории выживания на глубине, в снегах и в пустыне

Maxim
Серые схемы Серые схемы

Оформленный в серо-зеленых тонах гостевой домик в Подмосковье

AD
Однажды я так сильно заболела, что тут же выздоровела, или Грандиозный медицинский лохотрон Однажды я так сильно заболела, что тут же выздоровела, или Грандиозный медицинский лохотрон

Тема мошенничества в медицинском обслуживании далеко не нова

СНОБ
Александр Петров: “У меня была любовь и война одновременно” Александр Петров: “У меня была любовь и война одновременно”

Интервью с артистом вертикального взлета Александром Петровым

Psychologies
Ай, болит! Ай, болит!

Ольга Севастьянова расспросила солиста Hurts Тео Хатчкрафта о счастье и любви

Cosmopolitan
Ваби-саби: простенько и со вкусом Ваби-саби: простенько и со вкусом

Три упражнения, чтобы поверить в собственную уникальность

Psychologies
Мертвый начальничек и бессмертный Галич Мертвый начальничек и бессмертный Галич

К 99-летию Александра Галича

СНОБ
Открыть в приложении