Как устроены платные автомагистрали

Популярная механикаАвто

Компьютеры большой дороги

К концу 2018 года Москву и Петербург свяжет новая магистраль M-11. Качественное покрытие, безопасность, до 10 полос движения и расчетная скорость в 150 км/ч позволят быстро и с комфортом добраться на автомобиле из одной столицы в другую. Правда, придется раскошелиться: М-11 – дорога платная.

Текст: Даниил Кузнецов

В первые деньги за проезд по отдельным участкам автомагистралей в России стали взимать в 1998 году. Однако соответствующие международным стандартам платные дороги появились лишь в 2010-м. Сейчас к ним относятся прогоны на Западном скоростном диаметре Санкт-Петербурга, трассах М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина». Для развития этой сети госкомпания «Автодор» привлекает частных инвесторов: фирмы-концессионеры строят и поддерживают трассу, а взамен собирают плату за проезд в течение 20–30 лет с момента запуска магистрали.

Собственно, проблема сбора платежей является для таких дорог ключевой. Износ дорожного полотна – а значит, и расходы на ремонт – зависят от веса транспортного средства; чем он больше, тем выше должен быть тариф. На пограничных пунктах машины взвешивают, однако для дорог общего пользования это слишком дорого и долго. Поэтому чаще всего здесь оценивают габариты транспорта: длину и высоту (общую и отдельно капота), количество колесных осей. Сочетание этих параметров позволяет выделять легковые (две оси), грузовые (две-три) и тяжелые грузовые (свыше трех осей) автомобили. Соответственно начисляется и плата.

Без людей

Кассир-оператор легко справляется с задачей такой классификации. Но чтобы передать наличные кассиру, потребуется либо замедлить ход автомобиля, либо вовсе остановиться. Это снова тормозит поток и провоцирует очереди. Но главное – значительно увеличиваются расходы. Чтобы избежать серьезных очередей, даже на двухполосной дороге придется установить не меньше четырех круглосуточных пунктов оплаты. По подсчетам американских экономистов, необходимый для этого штат способен «съесть» до трети выручки компании. Более того, операторы легко проводят часть платежей «мимо кассы», нанося прямой убыток.

Но в эпоху интернета вещей и искусственного интеллекта все, что может быть автоматизировано, автоматизируется, включая и платные дороги. Первым решением проблемы стали оптопары или лазерные лучи. В обоих случаях низко, на уровне колес автомобиля, ставятся излучатель и фотоприемник, генерирующий электрический сигнал. Проезжающая машина разрывает луч между ними, и сигнал прерывается: если у машины две колесные оси – два раза, если три – то три.

Чтобы избежать ложных срабатываний от случайного прерывания луча птицей или просто сугробом, такие системы дополняют индукционными петлями, вмонтированными в асфальт на въезде и выезде из пункта оплаты. Они реагируют только на относительно большие металлические объекты и позволяют фиксировать сам факт проезда автомобиля.

Системы автоматической классификации транспортных средств (АКТС), основанные на оптопарах, эффективны и дешевы. Но не в России. Они хорошо зарекомендовали себя в странах с теплым климатом, однако в условиях, когда холода задерживаются на полгода и дольше, их постоянно облепляет и заваливает снег. Другой «национальной» проблемой оптопар оказались популярные в нашей стране широкие брызговики. Как обычно, нам пришлось идти своим путем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ураганная энергия Ураганная энергия

Как направить в мирное русло энергию ураганов

Популярная механика
Уйди, позитивный! Уйди, позитивный!

Почему пессимистом быть выгоднее

Maxim
Полет на кавернах Полет на кавернах

Как ускорить движение судна за счет подвода газа к его корпусу

Популярная механика
Балтийский Трафальгар Балтийский Трафальгар

Победа в Выборгском сражении приблизила окончание войны

Популярная механика
Дроны-самоубийцы Дроны-самоубийцы

Разработка барражирующих боеприпасов

Популярная механика
Марина Разбежкина: Камера помогает вылечиться и выйти в другой мир Марина Разбежкина: Камера помогает вылечиться и выйти в другой мир

Марина Разбежкина — о том, как никогда не плакать

СНОБ
Человек, который купил космодром Человек, который купил космодром

Плавучий космодром «Морской старт»: перезагрузка

Популярная механика
Спорим, что вы никогда не ели сациви? Спорим, что вы никогда не ели сациви?

Почему грузинская еда — это не то, что вы думали

СНОБ
Сеть знает обо всем, что вы делали Сеть знает обо всем, что вы делали

Популярные социальные сети собирают данные о пользователях

CHIP
Интерактивные пространства Даана Розегаарде Интерактивные пространства Даана Розегаарде

Сияющая дорога, инсталляции из светодиодов и платья, меняющие прозрачность

Популярная механика
Поле битвы Поле битвы

Испытываем первый в мире виртуальный полигон для реальных боев

Популярная механика
«На следующий день после того, как он умер, за ним пришли из НКВД». Истории семей, переживших репрессии «На следующий день после того, как он умер, за ним пришли из НКВД». Истории семей, переживших репрессии

Заключительная история из книги «1917: моя жизнь после»

СНОБ
Костюм решает все Костюм решает все

Лишь на первый взгляд кажется, что облик власти до крайности консервативен

The Rake
Стоит ли верить громким обещаниям косметических средств? Стоит ли верить громким обещаниям косметических средств?

Кремы, разглаживающие морщины и возвращающие коже юношескую упругость, тушь, усиливающая рост ресниц, гель, сокращающий объемы бедер… Насколько стоит верить громким обещаниям косметических средств?

Psychologies
В форме после родов! В форме после родов!

4 упражнения, которые помогут скинуть набранные за беременность кг

Лиза
Третья жизнь СТС Третья жизнь СТС

Что ждет медиахолдинг, который лишился иностранцев и биржи

РБК
Можно моложе Можно моложе

Что такое контурная пластика и как она работает

Домашний Очаг
Попа­ли в сердце Попа­ли в сердце

Александр Яценко и Ирина Горбачева о фильме «Арит­мия»

Glamour
Атака зомби Атака зомби

Язык, как заметил один профессор, — дом бытия

СНОБ
Привычки, которые делают нас несчастными Привычки, которые делают нас несчастными

Каждый наш день включает пару десятков повторяющихся действий. Кто-то называет их привычками, кто-то – ритуалами. Порой они буквально тянут нас назад, мешая добиться успеха. Предприниматель и бизнес-коуч Джонатан Чоу выбрал пять таких привычек. Уверены, хотя бы одну из них вы у себя обнаружите, а главное – узнаете, как с ними распрощаться.

Psychologies
Робби Уильямс: Веселиться вы умеете! Робби Уильямс: Веселиться вы умеете!

О России, диете и секрете счастливого брака

Лиза
10 хитростей, чтобы взбодриться осенью 10 хитростей, чтобы взбодриться осенью

Меньше тепла и солнца, больше стресса. Осенью падает не только температура и листья с деревьев, но и наш жизненный тонус. Журналист и писатель Изабель Артюс делится способами, как не дать ему снизиться до нулевой отметки.

Psychologies
Пояс здоровья Пояс здоровья

Болит поясница? Ищите причину в ногах

Yoga Journal
Лик коммунизма Лик коммунизма

Кто стоит за убийством родственников лидера КНДР Ким Чен Ына

Esquire
Генсек-денди Генсек-денди

Фрагменты книги Анастасии Юшковой «Александр Игманд: "Я одевал Брежнева..."»

The Rake
Жизнь кубанских виноделов, часть 1. Франция-на-Кубани Жизнь кубанских виноделов, часть 1. Франция-на-Кубани

Где у кубанца душа и как продать родимый край?

СНОБ
Вылететь в трубу Вылететь в трубу

Илон Маск и его инженеры-иммигранты создают будущее наземного транспорта

Playboy
Голуби с клювом ястреба Голуби с клювом ястреба

Повадки, прошлое и будущее главного хищника планеты

Русский репортер
Баста Баста

У Василия Вакуленко множество образов, но именно рэпер Баста собрал полный зал

GQ
Что же будет с Родиной и с нами Что же будет с Родиной и с нами

Пять главных вопросов нового политического сезона

Русский репортер
Открыть в приложении