«Преподавательница ставила зачет за разговоры о жизни». Истории сорокалетних студентов
В России пять миллионов студентов, и большинство поступили в вуз после школы или армии. Но некоторые не боятся садиться за парту, даже когда стукнуло сорок. Российские студенты, которым за сорок, рассказали «Снобу», как получить три образования за двадцать лет и навсегда избавиться от комплексов
«От ритма “работа — дом — семья — работа” быстро тупеешь»
Любовь, 42 года, Дно:
По первому образованию я техник-технолог по деревообработке, закончила Великолукский лесной техникум. Работала в родном городе по специальности в лесхозе. Там же мне предложили должность экономиста. Затем я попала под сокращение и устроилась экономистом в железнодорожную поликлинику.
Наш город — крупная железнодорожная станция, поэтому на благо РЖД трудится половина населения.
Когда пришло время новых сокращений, я поняла, что отсутствие диплома закрывало для меня многие двери. Также мне захотелось побороть внутренние комплексы и неуверенность в себе, и я решила поступать в псковский филиал СПбГЭУ.
Учиться в сорок лет и в двадцать — разные вещи! От ритма «работа — дом — семья — работа» тупеешь. Многие мои ровесники мало читают, максимум новости или кулинарные рецепты. А в университете тебе волей-неволей приходится читать литературу. На первом курсе я заказывала контрольные работы, но потом поняла, что мне проще все сделать самой.
Родные положительно отреагировали на мое решение пойти учиться. Все были за, кроме мужа. Сессии в другом городе, контрольные, которые занимали все вечера, усталость после экзаменов. Муж закатывал скандалы: «Ты только свою работу любишь! У тебя нет на нас времени! Живешь в свое удовольствие!» Это меня сильно выматывало, а я ведь старалась организовать отпуск и выходные с путешествиями. В общем, обстановка дома была очень напряженная. Второго января муж пришел с улицы с поцарапанным пальцем. Я приложила перекись, но не забинтовала — срочно надо было делать контрольную по математике. Скандал. Муж бросает в пакет носки, трусы, свитер и спортивные штаны (именно такой набор, честно!) и уходит. Месяц его вообще было не видно и не слышно. Я думала, ладно, новогодние каникулы, пусть отдохнет от нас. Но не тут-то было, он не захотел возвращаться. Сейчас делим имущество. Хотя что делить? Один дом — недостроенный, другой — полуразрушенный. Теперь я одна с дочкой. Ей 14 лет, учится в девятом классе. Она гордится мамой с сильным характером. Хочет поступать в техникум, а потом в институт, а я ей помогу во всех начинаниях!