Арктический бурлак
Будь у злодея Стэплтона из «Собаки Баскервилей» Такая машина, он мог бы, не рискуя ничем, кататься вглубь Гримпенской трясины, возить с собой своего кошмарного гигантского пса и еще много другого груза. Снегоболотоход «Бурлак», предсерийный образец которого построен в Екатеринбурге, – это настоящий грузовик, ему нипочем глубокий снег, лед, вода, болота.
Озеро Шувакиш на окраине Екатеринбурга когда-то имело почти круглую форму, но в наши дни от озера осталась примерно половина – все остальное превратилось в болото, поросшее где камышами, а где чахлыми березками и кустами. «Ну, с богом!» – говорит сидящий за рулем автоконструктор Алексей Макаров, и огромная машина на почти спущенных колесах выкатывается с пологого берега прямо в прибрежные камыши. Мгновение спустя она оказывается в воде. Мы не тонем, плывем… Колеса вездехода, вращаясь, загребают воду, и этого достаточно, чтобы преодолеть небольшой участок чистой воды и подъехать туда, где начинается трясина. Пытаемся выбраться из воды, «Бурлак» страшно кренится и, кажется, вот-вот перевернется.
Снег или болото?
«Мы много экспериментировали с разными конфигурациями, – говорит Алексей Макаров. – Этот “Бурлак” оптимизирован под поездки по зимникам, глубокому снегу, и двигатель у него спереди. А кузов не загружен. Поэтому в воде он немного клюет носом, и угол наката колес недостаточно острый. По болотам на такой ездить можно, но сложнее, здесь предпочтительнее центральное или заднее положение двигателя».
В подтверждение слов конструктора после нескольких попыток снегоболотоход выбирается на трясину и там, где утонуло бы любое колесное средство, идет как по твердой поверхности. Небольшая поездка оказалась для нас с непривычки весьма адреналиновой. На обратном пути «Бурлак» легко преодолел ведущий от озера участок бездорожья, а выкатившись на асфальт, понесся по нему совсем как обычный автомобиль. Хотя, те, кто смотрит на гиганта снаружи, вряд ли воспринимают его таковым.
«Бурлак» впечатляет еще в боксе. Выезд из ворот – ювелирная операция, машина едва-едва проходит. Снегоболотоход на 24 см шире армейского грузовика «Урал-4320» и выше его на 70 см. В кабину без специальной лесенки не залезешь. Клиренс даже при полной загрузке – 70 см. Внутренний диаметр колес – 80 см. «Бурлак» разработан компанией «Вездеходы Макарова», которую создали Алексей Макаров и Максим Белоногов, основатель международного сервиса заказа такси «Максим».