Почему Хотин остается одним из крупнейших рантье даже спустя четыре года после ареста
С весны 2019 года экс-владелец банка «Югра» Алексей Хотин под домашним арестом. В суде рассматривается дело о растрате 23,6 млрд рублей в отношении него и бывших топ-менеджеров «Югры». На момент отзыва лицензии у банка было около 35 000 вкладчиков-«превышенцев», сумма их требований без учета страхового возмещения — порядка 16 млрд рублей. И все же спустя четыре года после ареста Алексей Хотин остается одним из крупнейших московских рантье. Как государство и банки-кредиторы сражаются в судах за его недвижимость?
В октябре 2022 года екатеринбуржец Николай Николаев на несколько дней приехал в Москву. Прогуливаясь рядом с метро «Китай-город», он обратил внимание на стопку бумаг, лежащую в одном из офисов у окна. На листах А4 были выписаны контактные данные каких-то людей с комментариями вроде «Подъедет для знакомства до Нового года» или «Заинтересован, всего боится».
Николаев неспроста оказался у этого офиса. Раньше здесь располагалось отделение лишившегося в 2017 году лицензии банка «Югра», принадлежавшего некогда таинственному участнику списка Forbes Алексею Хотину. Сейчас одно из помещений занимает компания «Дерби», выплачивающая по договорам цессии деньги вкладчикам «Югры», чьи депозиты превышали застрахованные государством 1,4 млн рублей. Сам Николаев входит в комитет кредиторов «Югры» и администрирует посвященную «превышенцам» группу во «ВКонтакте». В документах, которые он увидел в окне «Дерби», были зафиксированы результаты общения с бывшими вкладчиками «Югры» из Ярославля. Николаев сделал несколько снимков и выложил их во «ВКонтакте», призвав бенефициара «Дерби» «дать пинка» сотрудникам компании за халатное обращение с документами.
С весны 2019 года Алексей Хотин под домашним арестом. В суде рассматривается дело о растрате 23,6 млрд рублей в отношении него и бывших топ-менеджеров «Югры». Первые годы после отзыва лицензии у банка его клиенты устраивали пикеты, требовали от Хотина вернуть им вклады и оставляли о нем нелицеприятные комментарии в соцсетях. Когда «Дерби» начала выплачивать деньги, гнев вкладчиков сменился на милость — они даже предлагали смягчить Хотину условия домашнего ареста.
На момент отзыва лицензии у банка было около 35 000 вкладчиков-«превышенцев», сумма их требований без учета страхового возмещения — порядка 16 млрд рублей. Если верить сайту «Дерби», в компанию переданы требования на 10,2 млрд рублей, из них выплачено 9,6 млрд рублей. Правда, по словам Николая Николаева, с октября 2022-го выплаты не проводятся, но компания продолжает заключать договоры цессии. Так что сумма требований еще вырастет.
Catch me if you can
Если вкладчикам «Югры» удалось вернуть больше половины своих денег, то Агентство по страхованию вкладов (АСВ), под управлением которого находится обанкротившийся банк, успехами пока похвастать не может. АСВ выплатило вкладчикам «Югры» 172,9 млрд рублей. Но пока что требования кредиторов первой очереди удовлетворены лишь на 4,57%, а конкурсная масса составляет 9,9 млрд рублей.
После отзыва лицензии у «Югры» представители АСВ утверждали, что на компании, связанные с Хотиным, приходилось 98% всего кредитного портфеля. В АСВ не ответили по существу на вопросы для этой статьи. В справке, которую прислала пресс-служба агентства, говорится, что оно подало иски о взыскании средств с должников банка на 1,69 трлн рублей — из этой суммы в конкурсную массу поступило только 1,57 млрд рублей.