Режиссер и продюсер Бауддхаян Мукхерджи: Мы в неоплатном долгу перед русскими мастерами
В Ханты-Мансийске прошел XXI фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Впервые в конкурсной программе были представлены фильмы страны-гостя — Индии. На деловой площадке обсудили совместное кинопроизводство, а обладатель двух «Серебряных Каннских львов» Бауддхаян Мукхерджи стал одним из членов жюри международного конкурса. «Сноб» поговорил с ним о том, как молодому режиссеру войти в индустрию и что общего между российским и индийским кино.
Вы один из первопроходцев индийского коммерческого кино. Ваши работы как продюсера и режиссера получили признание как в своей стране, так и за ее пределами. Как вы думаете, насколько сегодня трудно молодому режиссеру пробиться и стать частью этого мира?
Мне было 11 лет, когда я прочитал книгу режиссера и легенды индийского кинематографа Сатьяджита Рая о закулисье создания его фильмов для детей. И тогда я понял, что хочу снимать кино. Конечно, я понятия не имел, что это такое. В один момент моя жизнь стала погоней за этой мечтой. Это был выбор не карьерного пути, а жизненного. Если вы отнимете у меня режиссуру, я стану попрошайкой — я ни черта не смыслю ни в чем другом.
Сегодня же все происходит иначе. Если вы не хотите стать инженером или врачом, вы всегда можете окончить колледж по направлению массовых коммуникаций, а потом работать в рекламе, журналистике, кино. Сегодня это про карьеру. Вместе с тем вход в профессию стал сложнее. Я был единственным в своей школе, кто хотел стать кинорежиссером. Но если вы зайдете в ту же школу сейчас, будет не меньше 300 человек с такими амбициями. Каждый хочет получить свою долю пирога, но количество пирогов ограничено.
Разве более высокая конкуренция не способствует лучшему результату?
Выживает сильнейший.
Вход в профессию стал сложнее, но ведь сегодня каждый может взять телефон и начать снимать свое кино.