Дублер начинает действовать
Авторынок выбирает параллельный импорт
Приобретение автомобиля по схеме параллельного импорта может стать выгодной покупкой как с точки зрения цены, так и выбора нужной модели. Что нужно знать при этом, с какими приятными и не очень сюрпризами может столкнуться покупатель, выяснили «Деньги».
Заднеприводный рамный внедорожник из Индонезии, семиместный минивэн из Таиланда, комфортный седан из Арабских Эмиратов — салоны российских автодилеров в новом году пестрят предложениями купить новое авто из самых разных уголков земли, поставляемых по схеме параллельного импорта. Такой способ продаж уже набрал нешуточную скорость: по подсчетам участников рынка, по итогам прошлого года общий объем реализации машин по параллельному импорту составил в районе 100 тыс. единиц, или на уровне 10–15% от всех продаж новых авто в стране. Поставки продолжают набирать обороты: по данным «Автостата», если весной и летом прошлого года в месяц ввозили порядка 1–2 тыс. новых машин, то теперь поставки авто по параллельному импорту стремятся к отметке в 10 тыс. единиц в месяц.
Напомним, что зеленый свет автомобильным продажам по параллельному импорту был включен минувшей весной, когда на фоне санкций и бойкота производителей из недружественных стран российские власти разрешили ввоз в страну потребительских товаров без согласия правообладателей. В сформированный Минпромторгом перечень попали и автомобили. Причем специальным постановлением правительства в июле прошлого года была серьезно упрощена процедура сертификации и оформления ввозимых таким образом машин не только для физических, но и для юридических лиц. Фактически любая компания или частное лицо может теперь купить за границей любую модель авто и привезти ее для продажи в РФ без лишних хлопот с оформлением ранее необходимого вороха бумаг — заключений или свидетельств, подтверждающих, что такое транспортное средство может использоваться в стране на дорогах общего пользования.
Снятие бюрократических препонов
Окрыленные либерализацией рынка автодилеры, частные лица, мелкие и средние компании активно ввозят из-за границы в Россию новые автомобили, причем география таких покупок уже весьма обширна. К самым популярным странам относят Казахстан, Китай, ОАЭ, Германию, Южную Корею. «Из Казахстана много поставок корейских автомобилей местной сборки, японских и китайских. Если вам хочется новый автомобиль из Азии — вам сюда или в ОАЭ»,— поясняет Сергей Пиголкин, основатель аукциона новых автомобилей CarClick.ru. По его словам, из Китая завозят ряд местных брендов, в том числе электрокары, а также некоторые европейские марки, собранные для азиатского рынка. Зачастую это автомобили не те, к которым привыкли россияне. К примеру, Volkswagen для Китая и для России выпускал совсем разные машины: иные комплектации, моторы и трансмиссия, материалы отделки.
Широта географии поставок определила и модельное разнообразие ввозимых по параллельному импорту автомобилей. По подсчетам «Автостата», в прошлом году в Россию независимые поставщики завезли 500 моделей от 85 брендов. Для сравнения: в настоящее время официально в РФ продается только 68 моделей от 17 производителей. В первую очередь поставки по параллельному импорту касаются более дорогих автомобилей премиального класса. В такого рода поставках клиент может найти привычные ему марки и модели, которые ранее официально ввозились в РФ. «С сентября прошлого года с помощью поставок параллельного импорта налажены поставки автомобилей европейских брендов,— делятся с „Деньгами“ в пресс-службе автодилера „Автодом“.— На текущий момент в наших автосалонах есть автомобили Audi, BMW, Mini, Mercedes-Benz. Также поставляются Volvo, Jaguar, Land Rover. Большинство автомобилей поступают из стран ближнего зарубежья и Азии. Авто проходят полное таможенное оформление согласно законодательству, гарантия сохраняется при оформлении специальных страховых продуктов, покрывающих расходы клиента при возникновении гарантийного случая». По мнению представителя компании, параллельный импорт не решает всех проблем с нехваткой автомобилей на нашем рынке. Дилерам выгоднее ввозить кроссоверы или электромобили премиум-сегмента и класса люкс, у которых выше маржинальность.
Вместе с привычными моделями в салонах все чаще попадаются и ранее незнакомые для российского потребителя машины, которые до этого производитель не считал нужным поставлять в Россию. Например, независимые поставщики недавно начали поставлять из Южной Кореи кроссовер Samsung QM6, который оснащен мощным дизельным турбомотором в 177 л. с. и предлагается по цене в 3,6 млн руб. Или для тех, кому нужен вместительный семейный автомобиль, адресовано предложение минивэна из США Honda Odyssey, который неплохо оснащен электроникой и имеет внушительный бензиновый 3,5-литровый мотор мощностью 284 л. с. (цена — 5,5 млн руб.). Более бюджетное предложение — компактный хетчбэк Kia Ray, который комплектуется скромным трехцилиндровым мотором с объемом 1 л и имеет оригинальную сдвижную пассажирскую дверь с правой стороны (цена — 1,6 млн руб.). Из Европы в салоны завозят городской хетчбэк Toyota Wigo, который в оснащении с 1,2-литровым мотором 88 л. с. предлагается за 1,5 млн руб.
«Преимущество параллельного импорта в том, что по данной схеме можно приобрести любое авто, которого нет на российском рынке и никогда ранее не было в России»,— уверен Денис Решетников, руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto. В его компании был опыт поставки Changan UNI-K 2022 года выпуска с мощностью 226 л. с. и передним приводом, который вообще не планировали продавать на территории РФ, а также электромобиль Volkswagen ID, модели Tesla и Mercedes-Benz Gelandewagen с эксклюзивными расцветками кузова. По словам господина Решетникова, наиболее востребованы на сегодняшний день дефицитные модели брендов из стран Европы, Японии, США, ОАЭ, Кореи: премиальные и люксовые авто, а также седаны и внедорожники среднего ценового сегмента — например, Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser Prado, седан Volkswagen Bora, модели Kia — Sportage, Carnival, Seltos, Ceed, Cerato.