Какую роль в реставрации произведений искусств играют технологии и наука?

СНОБКультура

Красота крупного масштаба. Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства

Беседовала Ольга Богданова

Здесь и далее кадры из фильма «Рерих. Искусство возрождать»
Здесь и далее кадры из фильма «Рерих. Искусство возрождать». Фото здесь и далее: пресс-служба

В 2020 году Третьяковская галерея приобрела в свою коллекцию занавес «Половецкий стан». Он был написан в начале XX века Борисом Анисфельдом по эскизу Николая Рериха для Дягилевских сезонов. Декорация размером 10 на 23 метра стала самым большим произведением в собрании музея и одним из самых сложных объектов для реставрации. Как проходил ее первый этап — укрепление основы полотна, можно узнать из документального фильма «Рерих. Искусство возрождать». Скоро занавес начнут восстанавливать с лицевой стороны. «Сноб» поговорил с сотрудником отдела научной реставрации масляной станковой живописи XVIII — начала XX веков, реставратором высшей категории Александрой Орловской о том, почему реставрация «Половецкого стана» стала вызовом, как восстанавливают произведения больших размеров и какую роль в этом играют технологии и наука.

После того как завершился первый этап реставрации «Половецкого стана» и состоялась выставка в Новой Третьяковке, где его показали публике, прошел уже год. Как спустя время вы воспринимаете это приобретение Третьяковской галереи?

«Половецкий стан» для меня и коллег по мастерской — это еще не пройденный этап, мы надеемся к нему вернуться, но все-таки это уже история. И, на мой взгляд, ее можно считать настоящим чудом.

Когда в 2020 году мы поехали смотреть занавес в Лондон, нашей задачей было оценить, можно ли вообще его восстановить. Когда закончились Дягилевские сезоны, для которых он был создан, декорацию неоднократно использовал «Русский балет колонеля де Базиля». По самым скромным подсчетам, занавес появлялся на сцене не менее 2000 раз, и это не могло не повлиять на сохранность основы и красочного слоя. 

Потом декорации, костюмы «Русских балетов Сергея Дягилева», документы — все ушло в забытье. В конце 1960-х к этому периоду стали возвращаться: наследие Дягилева, огромное количество предметов, было собрано и выставлено на аукционах Sotheby’s. Это была очень громкая история — на торгах присутствовали даже королевские особы. Многие предметы стали экспонатами крупных музеев в Великобритании, Австралии и США.

Занавес Рериха был настолько огромным, что его не смогли продемонстрировать и продать на аукционе. В итоге он был подарен человеку, который занимался организацией этих аукционов, английскому дизайнеру и историку дягилевских балетов Филиппу Дайеру, а от его наследников занавес попал в коллекцию Ольги и Айвора Мазур — они и предложили его Третьяковской галерее.

На осмотре в Лондоне вы застали занавес в очень плачевном состоянии?

Да, очень грустно, что такой ценный предмет хранился в совершенно ненадлежащем виде, и это можно объяснить как раз его огромным размером. Занавес был сложен в несколько раз и накатан на очень маленький вал. Когда мы его развернули, то поняли, что это абсолютная руина. Было страшно, сможем ли мы вообще накатать его обратно. Реставрация стала вызовом — было очевидно, что это невероятно ценный предмет, но если мы его сейчас не заберем, то он просто исчезнет.

В реставрационной мастерской Третьяковской галереи уже был опыт работы с большемерными полотнами, но, конечно, не столь масштабными. Например, в 1990-е было отреставрировано полотно Врубеля «Принцесса Греза» размером 7,5 на 14 метров. А размер фонового занавеса Рериха — 10 на 23 метра. 

Так Третьяковская галерея приобрела произведение, которое стало самым большим в ее собрании. Но все было очень непросто. Занавес в расправленном виде не помещался в нашу реставрационную мастерскую, да и во всей галерее не нашлось зала, где можно раскатать его целиком. Первый раз мы осматривали полотно во Врубелевском зале, и часть его оставалась свернутой, потому что не хватало места.

А что вообще считается большемером в вашей работе?

В сравнении с «Половецким станом» все кажется не таким уж большим. Можно определять произведение как большемер относительно транспортировки, например, размеров ящика для него. Для меня это картина, где сложно работать с центральной частью и не обойтись без специального оборудования. Раньше с такими картинами мы работали лежа на полу, и до сих пор, когда речь заходит о реставрации каких-то больших вещей, я вспоминаю боль в ногах и коленях. Есть, мне кажется, такой миф, что реставратор — это девушка, которая часами собирает что-то мелкое под микроскопом. А реставрация и сохранение — это очень много всего разного: это, безусловно и очень кропотливый труд, но также часто это и тяжелый физический труд, это большемерные полотна, подрамники, валы, тяжелые конструкции, сложные методики, упаковка, транспортировка… Очень много всего!

Сейчас, к счастью, у нас в мастерской есть оборудование, которое позволяет избежать различных сложностей в работе. Открывается новая реставрационная мастерская в здании на Кадашевской набережной, где будут столы-трансформеры, вакуумные столы, специальные подъемники, позволяющие осматривать большемерные картины, и так далее. Это большая помощь в нашей работе, потому что это позволяет сосредоточиться именно на реставрационных задачах, не думая о том, что у тебя болят руки и ноги.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
«Яды: между жизнью и смертью» «Яды: между жизнью и смертью»

Как появился первый пероральный антикоагулянт

N+1
Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком

Почему женщины после рождения ребенка никогда не чувствуют себя счастливыми?

Psychologies
Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек

Как Астрид Линдгрен стала борцом за права детей и причем тут Пеппи Длинныйчулок?

Forbes
Разреши себе отдохнуть! Разреши себе отдохнуть!

Почему мы продолжаем работать даже в отпуске?

Лиза
Методом пропп Методом пропп

Хтоническая подоплека классических русских сказок

Правила жизни
5 ситуаций, в которых лучше сдаться, чем продолжать борьбу 5 ситуаций, в которых лучше сдаться, чем продолжать борьбу

Когда «сдаться» — это признак не слабости, а силы?

Psychologies
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа Вокруг света по кусочкам: Восточная Европа

Удивительные встречи. Одно из таких знакомств — с путешественником Юрием Лыхиным

Seasons of life
Время Льва. Зимнее небо Время Льва. Зимнее небо

Об одном из самых крупных зодиакальных созвездий — созвездии Лев

Наука и жизнь
Великое наследие македонского царя Великое наследие македонского царя

Как происходило слияние культур после захвата Персии Александром Македонским

Знание – сила
Два кавказца Два кавказца

Что за офицеры изображены на рисунке, который считался за авторством Лермонтова?

Дилетант
Рацион cтройности Рацион cтройности

Диета, которая точно пригодится до и после новогодних праздников

Лиза
Миф нового года Миф нового года

Что делать с «неидеальностью» и как встретить Новый год с истинным удовольствием

Grazia
Сказка, ставшая реальностью Сказка, ставшая реальностью

Константин Маркелов о «дофамин-банкинге» и новой продуктовой культуре корпораций

Правила жизни
Робот с революционным запалом Робот с революционным запалом

Как челябинскому Заводу роботов совершил революцию в отрасли робототехники

Монокль
Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты

Почему каждый пятый зумер в мире не хочет работать?

Psychologies
Когда-то по Земле ходили «мега-пингвины»! Интересные факты о доисторических птицах ростом с человека Когда-то по Земле ходили «мега-пингвины»! Интересные факты о доисторических птицах ростом с человека

Какими были гигантские доисторические пингвины и почему они исчезли?

ТехИнсайдер
Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!» Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!»

Юлианна Караулова о семейных традициях празднования Нового года

Здоровье
Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве

Художник Александр Сорокин — о любимых местах в Москве и кино

СНОБ
Немного ностальгии Немного ностальгии

Квартира в каменном доме XIX в. находится в историческом центре Краснодара

Идеи Вашего Дома
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
«Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей «Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей

Почему просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать стресс?

Forbes
3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург 3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург

Какие пластические операции делают в России чаще всего?

VOICE
Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино

Как менялось восприятие женского обнаженного тела?

Forbes
Банковская идея Банковская идея

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности

Деньги
Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо

Что мы знаем о трех родоначальниках Возрождения: Данте, Петрарке, Боккаччо?

Знание – сила
Его ошибка — война Его ошибка — война

Началось всё со случайного разговора в спортивном комплексе «Форо Италико»

Дилетант
По законам гостеприимства По законам гостеприимства

Солнечный интерьер, который встречает тепло и радостно

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении