Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами
В Национальном музее республики Бурятия коллекция буддийского искусства занимает меньше четверти общего собрания. Но по мнению руководства музея, это самая ценная часть. Хранитель коллекции Светлана Бардалеева рассказала Forbes Life, в чем актуальность ценностей, изъятых 100 лет назад из буддийских монастырей, и как работает сегодня религиозная коллективная память.
В начале октября 2022 года один из двух лидеров тибетского буддизма в России, ученик Далай-ламы XIV, глава буддистов Калмыкии, Тэло Тулку Ринпоче, сообщил в YouTube, что покинул Россию. Но в Бурятии остался Пандито Хамбо- лама Дамба Аюшеев, глава Буддийской традиционной сангхи России. Таким образом центром российского буддизма становится район Байкала, этническая Бурятия (Республика Бурятия и Забайкальский край), где идет процесс восстановления коллективной буддийской памяти и возвращения имен.
Тибето-монгольский буддийский мир появился на берегах Байкала в качестве официально одобряемой конфессии согласно документам лишь в XVIII веке. Большинство святынь нового, еще не окрепшего бурятского буддийского мира, возникало в монастырях. Тысячи икон с непривычной нехристианской философией (танка), огромные театральные костюмы для монастырских танцевальных мистерий (цам), скульптуры, священные тексты — все эти сокровища искусства привозили в храмы из Тибета и Монголии. Со временем возник и национальный колорит забайкальского буддизма, когда в монастырях-дацанах были развиты традиционные ремесла. Культовые произведения, созданные в байкальских дацанах сегодня составляют одну из самых ценных коллекций Национального музея республики Бурятия.