Пледы и зрелище: президент сети кинотеатров «Каро» о будущем индустрии
Ольга Зинякова — президент сети кинотеатров нового поколения «Каро». В начале года Forbes Life встретился с ней, чтобы поговорить о будущем: почему кинотеатрам не страшны новые технологии, что дальше будет с пиратством, барами при кинотеатрах и, самое главное, российским кино.
Как устроен бизнес кинотеатра?
Всем известно, что есть производители контента: крупные голливудские или локальные студии, которые создают кино. Дальше это кино в России адаптируют и готовят к прокату (переводят, планируют рекламную кампанию) специальные компании, которые называются дистрибуторы. После чего мы получаем уже готовый продукт — с озвучкой или субтитрами, продуманной рекламной кампанией. Мы являемся последним звеном, теми площадками, где кино, наконец, встречает своего зрителя.
Вы сами решаете, какое кино будут показывать в том или ином кинотеатре?
Да, конечно. Это решает департамент репертуарного планирования, который есть как у каждой киносети, так и у небольших отдельных кинотеатров. В среднем в каждом зале в день может идти около шести показов фильма. Именно поэтому для нас так важен хронометраж. Если фильм идет свыше трех часов, то его прокат всегда имеет определенные риски, потому что количество сеансов будет меньше. Это также понимают производители картин, но художникам обычно сложно резать свое произведение. Правда заключается в том, что лишние 10-15 минут могут стать решающими для того, чтобы получить дополнительный праймовый сеанс, что достаточно важно для успеха картины в прокате.
Каков подход к выбору фильмов для проката?
Когда-то один из директоров компании Sony Pictures сказал: «У меня есть 10 картин и я знаю, что 2 из них будут блокбастерами, 2 — сработают средне, а остальные 6 — провалятся. И если бы я знал, какие из них провалятся, то я был бы самым успешным человеком в индустрии». Конечно, есть крупные студийные проекты, франшизы, у которых большая фанатская база. Но есть целый пласт картин, в случае с которыми заранее неизвестно, станет кино успешным или не найдет своего зрителя. Бывает так, что уверен, что кино должно сработать, а в итоге оно получает меньшие сборы, чем планировали продюсеры. Но мы, конечно, стараемся максимально точно заранее рассчитывать коммерческий потенциал.
Несмотря на то, что киноиндустрия в России еще очень молодая, у нас уже есть опыт. Мы всегда примерно понимаем, где будет работать каждая картина. Например, какая-то картина может быть хороша для киноцентра «Октябрь», но она точно не должна быть широко расписана в кинотеатре в Теплом Стане. И наоборот. У каждого кинотеатра есть своя аудитория. Но есть некоторые факторы, способствующие успеху фильма: студия-производитель, каст (исполнители главных ролей), режиссер и рекламная кампания. Обычно два-три раза в год дистрибуторы, то есть те, кто владеют правами на контент, проводят презентации и рассказывают кинотеатрам о том, какие фильмы их ждут в следующие полгода. Показывают ролики, рекламные материалы, иногда показывают картину целиком, иногда в черновой версии. То есть мы можем оценить продукт, с которым мы потом будем работать.
Вы можете вспомнить какой-нибудь последний фильм, на который вы не рассчитывали, но он стал очень успешным?
Да, в качестве примера могу привести фильм «Текст», который выходил без господдержки и имел достаточно интересную, но не очень большую рекламную компанию. Тем не менее, это очень яркое высказывание, со времен «Брата 2» у нас не было таких работ. Режиссер Клим Шипенко снял практически документальное кино. И это производит совершенно невероятное впечатление. Когда-то, например, того же «Брата-2» снимали очень натурально, но тогда просто не было такого уровня технологий и оборудования, а здесь был использован такой режиссерский прием, который сработал «на ура». И фильм уже преодолел сборы в 320 млн рублей (на 15.01.2020 сборы составляют 380 млн руб. — Forbes Life).
Это колоссальный результат для авторской картины. Мы, конечно, были уверены, что она сработает, но не ожидали, что она выстрелит настолько здорово. Знаете, самым важным было не только то, что фильм заработает денег, мы уверены, что это ровно то кино, которое станет знаковым фильмом для нашего поколения. Его будут пересматривать так, как мы пересматриваем уже классику 90-х годов.
Вам важно, чтобы в ваших кинотеатрах были какие-то репутационные, флагманские фильмы и мероприятия, даже если они не прибыльные? Важно учить зрителей не только Marvel? Как вы балансируете между искусством и коммерцией?
Мы никого не учим. Я могу вам за любую картину привести 20 аргументов «за» и столько же «против». Мы хотим показать людям как можно больше разного кино. Правда в том, что кинозрители очень умны. По последним данным, около 35 Гб медиаконтента люди потребляют ежедневно. Это значит, что они настолько насмотрены, что в принципе их невозможно и нельзя обманывать, потому что уже на уровне базового восприятия зритель увидит подвох: «здесь все показали в трейлере — нет интриги», «здесь картонные персонажи — история будет плоской», «здесь ничего непонятно, но это Нолан, а значит будет круто». Реакция «оценки» сейчас быстрая как никогда. Поэтому мы стараемся показать очень широкий репертуар. И в зависимости от того, как аудитория на него реагирует – какая заполняемость зала, какие отзывы — мы либо увеличиваем, либо сокращаем присутствие этой картины в прокате.