Здесь мерилом работы считают усталость. Так ли уж вредны длинные выходные?
Два раза в год — ближе к началу мая и в начале января — где-то в дальнем углу российского политического пространства непременно раздастся «плач» на тему якобы слишком долгих праздников, во время которых посконно трудолюбивые россияне физически и морально разлагаются. А поэтому такие праздники надо сократить или «размазать» по другим месяцам. Правы ли плакальщики?
На сей раз на этой теме невольно «засветился» уважаемый Михаил Горбачев, который якобы посетовал, что «народ в эти дни просто бездельничает, многие уходят в запои». Правда, в «Горбачев-фонде» тут же опровергли слова экс-президента СССР, заявив, что он такого интервью вообще не давал. Впрочем, ранее традиционно схожим образом высказывался другой известный персонаж — бывший главный санитарный врач, а ныне депутат Госдумы Геннадий Онищенко. И вообще тема «слишком долгих выходных» периодически кем-то поднимается, что само по себе странно, с точки зрения публичной политики. Трудно представить, что в какой-либо еще стране политики всерьез призывали бы отнять у людей те праздники и каникулы, которые уже ранее были узаконены, да еще приговаривали бы при этом, что, мол, нация погружается в обжорство и пьянство.
Рассуждения на тему «как экономика страдает от длинных праздников» у нас, мне кажется, вообще более популярны, чем в других странах. Это, наверное, идет от традиционного восприятия нашего человека как «винтика» государства, основная жизненная задача которого состоит в том, чтобы на благо государства работать. Желательно — самоотверженно, задешево и без выходных. Но поскольку без выходных рабочая сила изнашивается быстрее, то, так и быть, пусть отдохнет. В других странах, с «потребительской экономикой» (то есть там, где, в отличие от нас с нацпроектами, именно потребительский рынок рассматривается в качестве главного движителя экономики), будут внимательно смотреть за объемами, скажем, рождественских распродаж и ростом или падением числа путешествий во время пасхальных каникул, считая эти показатели признаками здоровой или, наоборот, захворавшей экономики. По такой логике (если праздничные распродажи растут), экономика вовсе не «страдает», а очень даже развивается.
У нас же по-прежнему многие смотрят на длинные праздники, прежде всего, с точки зрения убытка ВВП (читай: родному государству). Так, для нынешних длинных каникул ряд экспертов насчитали такой убыток в размере 120–150 млрд рублей за каждый день отдыха, а всего якобы будет потеряно (в том числе за счет сокращения производительности труда на предприятиях непрерывного цикла) не менее триллиона рублей (до 1,4 трлн). Однако даже эти впечатляющие цифры — это не более 1,5% месячного ВВП страны.