Как научиться мыслить критически: практикум для подростков
Разбираться в информации, смотреть на ситуацию с разных сторон, взвешивать «за» и «против»... Все это необходимо для того, чтобы принимать лучшие решения и не плыть по течению, доверяя чужому мнению. Научиться проверять факты и обосновывать свои утверждения подросткам поможет книга бизнес-тренера Никиты Непряхина и философа Тараса Пащенко «Критическое мышление». Публикуем два фрагмента.
1Как проверить слова?
Представим: твой одноклассник говорит, что классную руководительницу собираются уволить. Как поступить в этой ситуации? Ты и твои одноклассники очень хорошо к ней относятся, и без нее вам явно будет хуже. При этом никаких причин для увольнения точно нет. Писать петицию? Устраивать митинг? Обращаться к попечительскому совету школы? Прежде всего включать критическое мышление!
Давай порассуждаем. Может ли твой одноклассник ошибиться? Да, все ошибаются. Чтобы проверить эту гипотезу, спросим, почему он так решил? Оказывается, он случайно услышал разговор между классной руководительницей и директором, в котором и прозвучало «Мне очень жалко с вами прощаться», «Кому же мы оставим детей?». Могут ли эти фразы означать что-то еще помимо увольнения? Конечно. Командировку, отпуск, конференцию, больничный, повышение квалификации, да мало ли что?
Когда сомнение становится очевидным, можно проделать несколько шагов, к которым прибегают журналисты для проверки достоверности информации:
Отбрось эмоции. Твой страх перед беспросветным будущим или печаль по поводу предстоящей разлуки может сильно сказаться на способности критически мыслить. Помни об этом, опирайся на факты, а не на эмоции.
Спроси себя, насколько это сообщение совпадает с твоими ожиданиями. Люди склонны легко соглашаться с тем, что соответствует их ожиданиям. Если у тебя было подозрение, что классную руководительницу собираются уволить, — сомневайся сильнее. Мысль «Я так и знал!» — первый признак готовности верить во все, что угодно. Не бойся поставить под сомнение чьи-то слова и поспорить с автором новости. «Фома неверующий» — это отнюдь не ругательство для критически мыслящего человека.
Ищи первоисточник информации или подтверждение из нескольких независимых друг от друга источников. Например, можно спросить у завуча, директора и других учителей, действительно ли речь идет об увольнении. Собирай дополнительную информацию. Кого именно увольняют, за что, когда, окончательно ли принято решение об увольнении?
2Как обосновать свою точку зрения?
Ясно, что для начала нужно определить ту самую точку зрения, которую ты хочешь обосновать. Обычно эту точку зрения называют тезисом. Для того чтобы твоя аргументация была убедительной, важно следить за тем, чтобы ты и твой собеседник одинаково понимали тезис.
Рассмотрим пример:
— Ты должен поступить в МГУ сразу после 11 класса!
— Нет, я хочу отдохнуть от учебы. Поступлю в следующем году.
— Ты что, не понимаешь? Если ты не поступишь в университет, тебя заберут в армию!
В этом диалоге видно, что первый участник начинает разговор про поступление в конкретный университет — его тезис ясен. Но уже в следующей реплике он говорит про любой университет. Получается, предмет обсуждения изменился в процессе диалога. Тезис будто подменили или потеряли. Второе правило убедительной аргументации говорит нам: «Тезис должен оставаться неизменным!»