Технологии хоккея: как играют в XXI веке
Майский чемпионат мира по хоккею в Дании был особенным. Впервые за долгое время составы национальных сборных были представительнее, чем у команд прошедшего Олимпийского турнира. На помощь приехали игроки НХЛ, выбывшие из Кубка Стэнли, а во время Игр в Пхенчхане они все до одного были заняты в регулярном чемпионате.
Пользуясь случаем, мы решили рассказать о том, насколько высокотехнологичным стал современный хоккей. На шлемах многих профессиональных клубов и сборных разных стран мы нередко видим логотип CCM. Это название существующей уже более столетия канадской компании, которая является одним из ведущих производителей экипировки для профессионального хоккея. Как, впрочем, и для любительского тоже. ССМ – технический партнер Федерации хоккея России. Илья Прохоров, руководитель направления хоккея компании «Спортконцепт», представляющей в России продукцию CCM, рассказал «ПМ» о чудесах современных хоккейных технологий.
Карбон, отменивший подошву
Конек – это ботинок, связанный с лезвием с помощью так называемого стакана. Ботинок, как и любая обувь, состоит из набора сшитых или склеенных друг с другом деталей, к которым снизу прикрепляется подошва. Все это совершенно справедливо и для многих современных моделей коньков. Однако несколько лет назад в CCМ придумали кардинальное новшество – monoframe. Модель коньков, адресованная хоккеистам топовых профессиональных лиг, имеет ботинок с монолитной структурой. Это отливка из карбона без швов и сочленений, своего рода углепластиковый носок. Понятно, что карбон – дорогой и очень популярный ныне конструктивный материал – дает ботинку легкость и прочность, но для чего потребовалась монолитная структура? «Любое движение ногами на льду, – говорит Илья Прохоров, – должно мгновенно передаваться лезвию конька. И пусть в ботинке традиционной конструкции подошва достаточно крепко присоединена к боковинам, она все-таки становится неким элементом, создающим не до конца жесткую связку. В любительском хоккее на это можно не обращать внимания, но в спорте высоких достижений при бешеных скоростях какие-то доли секунды теряются и они могут иметь значение».
Печем коньки
Возникает вопрос: так ли важны микродвижения подошвы конька по сравнению с неизбежным люфтом, с которым нога движется внутри ботинка? С люфтом современные производители коньков тоже научились бороться. Внутри карбонового ботинка мягкие вкладки, наполненные специальными пенами и гелями. Здесь же, разумеется, присутствуют мембранные материалы, которые не намокают от пота, а пропускают его вовне, оставаясь сухими. Если говорить о полностью карбоновом ботинке, то сам по себе он, конечно, не «дышит», и для отвода пара в подошве предусмотрено специальное вентиляционное отверстие в виде прямоугольника со скругленными углами. Чтобы ботинок, включая его внешнюю оболочку из твердого материала, плотно сидел на ноге, его можно «кастомизировать» с помощью технологии термоформовки. Коньки ставят в специальную печь. При нагреве все материалы размягчаются. Коньки вынимают из печи, хоккеист надевает их, плотно зашнуровывает и так сидит 10 минут. После остывания внутренняя часть ботинка идеально облегает стопу игрока: это позволяет учесть индивидуальные анатомические особенности. В таких коньках игрок чувствует себя комфортно, при том что сидят они на ногах очень плотно.
Черное лезвие
Только самые недорогие любительские коньки продаются предварительно заточенными – купил и пошел кататься. Профессиональные коньки на фабрике не точат, ибо заточка для игрока серьезного уровня – дело сугубо индивидуальное. Индивидуален радиус желоба: чем он меньше – тем лучше сцепление конька со льдом, однако если хоккеист тяжелый, для него предпочтительней более пологий желоб, а иначе коньки станут вязнуть во льду. Кто-то любит, чтобы площадь соприкосновения со льдом была максимальной для сильного толчка. Другие игроки, наоборот, предпочитают стачивать углы спереди или сзади для большей маневренности: так проще сделать вираж. Конечно, профессиональные хоккеисты не точат коньки сами – этим занимаются сервисмены команд, специалисты по обслуживанию экипировки.