Палеогенетики подтвердили родство таштыкских мумий с сибирскими скифами
Российские палеогенетики впервые прочитали два генома представителей таштыкской археологической культуры, которые проживали в Минусинской котловине в раннем железном веке, и обнаружили, что эти люди были генетически близки к носителям более древней тагарской культуры, относящейся к скифо-сибирскому миру. ДНК удалось прочитать из образцов биологического материала, взятых из мумий мужчины и женщины, останки которых были раскопаны в 1969 году в погребении III–IV веков нашей эры Оглахтинского могильника. Результаты этой работы представлены в виде доклада на церемонии подписания четырехстороннего сотрудничества между Государственным Эрмитажем, Европейским университетом в Санкт-Петербурге, Медико-генетическим центром «Genotek» и компанией «Гротекс».
В начале нашей эры на территории Минусинской котловины сложилась таштыкская археологическая культура. Она возникла в результате смешения представителей местной тагарской культуры, относящейся к скифо-сибирскому миру, и мигрантов-монголоидов, оказавшихся в Южной Сибири во II–I веках до нашей эры. Пережив этап становления, новая культура просуществовала до VI–VII века нашей эры. Археологи считают, что преобладающую роль в хозяйстве таштыкцев играло скотоводство, о чем свидетельствует большое количество приносимых в жертву во время похорон и поминок коров, лошадей и овец. Серьезным подспорьем выступала охота на пушного зверя, а также земледелие, носившее подсобный характер.
Хотя известны и поселения таштыкцев, основную информацию об этих людях ученые получили в ходе исследований грунтовых могильников и склепов. Своих умерших представители этой культуры хоронили как по обряду ингумации (трупоположения), так и кремации (трупосожжения), причем в последнем случае обожженные кости порой вкладывались в так называемую погребальную куклу (манекен). Кроме того, обряд мог быть многоэтапным — недавно археологи обнаружили, что таштыкцы эксгумировали большую часть останков покойного из одного погребения, после чего аккуратно закрыли сруб. Для умерших эти люди сооружали в грунтовых ямах бревенчатые срубы, которые сверху перекрывались бревнами, горбылями, берестой и землей, или каменные склепы. Отдельную группу погребений представляют