Через тернии к трассам: наступает ли эра беспилотных автомобилей
В России начинаются испытания самосвала, в котором вообще нет кабины водителя. Беспилотные автомобили в шаге от того, чтобы появиться на наших улицах. Но этот шаг не обещает быть легким
Специалисты ПАО «КАМАЗ» представили беспилотный карьерный самосвал КАМАЗ-6559, он же «Юпитер 30». Грузовик изначально проектировался как автономный: он не имеет даже кабины для водителя. Человека заменяет автопилот, оснащенный всевозможными «глазами и ушами»: видеокамерами, радарами, лидарами, ультразвуковыми датчиками, навигаторами GPS и ГЛОНАСС.
Для работы в карьере нужна грузоподъемная машина, а не быстрая. Поэтому самосвал длиной 8,8 метра может перевозить до 30 тонн груза, а вот скорость его ограничена 56 км/ч. Новый автомобиль может с равным успехом двигаться вперед и назад, так что путь из точки А в точку Б и обратно он проделывает без разворотов. Это очень удобно для работы в карьерах. Впрочем, у КАМАЗа-6559 нет никаких проблем и с маневрами: оба его моста — поворотные.
Сейчас «Юпитер 30» проходит настройку всех систем. Затем ему предстоят полигонные испытания. Планируется, что новинка станет первой в новой линейке карьерных самосвалов, и следующие модели будут более грузоподъемными.
Карьер — опасная зона, и лучше всего, если вся работающая там техника будет беспилотной.
Выжить в каменных джунглях
Впрочем, и городские улицы — тоже не самое безопасное место. По данным ВОЗ, ДТП ежедневно уносят 3500 жизней по всему миру. Это 1,3 млн жертв в год. Еще от 20—50 млн человек в год получают травмы. Дорожно-транспортные происшествия — самая частая причина смерти в возрасте от 5 до 29 лет. Ежегодный экономический ущерб от ДТП для большинства стран оценивается как минимум в 3% ВВП.
По некоторым оценкам, причина 95% ДТП — человеческий фактор. И часто, хотя и не всегда, это именно водители, а не пешеходы.
Автопилот не нарушает правил, не отвлекается, не устает и не бывает нетрезвым. Уже это сохранило бы жизнь и здоровье множеству людей. Но есть и еще один фактор, делающий беспилотные авто более безопасными. Это новая концепция дорожного движения, известная как V2X.
Суть ее в том, что автомобили могут обмениваться информацией друг с другом, с центральным компьютером или, скажем, с уличными камерами. Благодаря этому автопилот может учесть движение всех своих соседей, в том числе скрытых за поворотом или находящихся в мертвой зоне. И если человек не может следить за поведением каждой из сотен ближайших машин, то компьютер — может.
Правда, сегодняшние беспилотные автомобили трудно назвать эталоном безопасности. Количество аварий на миллион пройденных километров для них более чем вдвое выше, чем у традиционных авто. Эту детскую болезнь отрасль еще должна перерасти по мере отработки технологий.