В этом доме Булгаков поселил дьявольскую свиту в романе «Мастер и Маргарита»

Культура.РФИстория

История одного здания: дом на Большой Садовой

Автор: Ирина Кирилина

0:00 /
795.771
Скульптура Коровьева и Бегемота во дворе музея-театра «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: stargal / фотобанк «Лори»

Дом на Большой Садовой, 10, в Москве до революции был доходным: квартиры в нем сдавались в аренду. При советской власти просторные помещения превратились в коммуналки для сотрудников типографий. Среди пролетариата в одной из комнат жил Михаил Булгаков: именно в этом доме он позже поселил дьявольскую свиту в романе «Мастер и Маргарита», а образ Аннушки, пролившей масло, списал с одной из своих соседок.

Знакомьтесь с историей дома в нашем материале. Читайте, во сколько обходилось его содержание домовладельцу Илье Пигиту, почему квартира №50 прослыла «нехорошей», как здание стало центром неформального советского искусства и когда в нем появились сразу два булгаковских музея.

История строительства

В 1901 году купец, владелец табачной фабрики и нескольких магазинов Илья Пигит купил участок земли на Большой Садовой улице в Москве. Считается, что он хотел организовать на этом месте еще одно табачное производство, но фабрику запретили открывать рядом с церковью. В 1902 году Пигиту выдали разрешение на строительство жилого дома.

Здание состояло из двух корпусов: уличного, который выходил на Большую Садовую, и расположенного за ним дворового. Главным архитектором стал Эдмунд Юдицкий — он возводил в Москве особняки знатных горожан и доходные дома, где сдавались квартиры. А оформление уличного фасада разработал Антонин Милков. По его задумке парадную часть здания украсили пять выступающих эркеров, их нижние части стали козырьками подъездов. Между эркерами расположились лепные элементы в виде спиралей и вьющихся стеблей; вдоль верхнего, пятого этажа шла майоликовая отделка. Дворовый корпус выглядел более строго и внешнего декора почти не имел.

На входе в музей-театр «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: Татьяна Шикова / фотобанк «Лори»

Самая роскошная квартира в доме принадлежала самому Илье Пигиту. Все помещения в ней были оформлены в разных архитектурных стилях: гостиную украшала барочная лепнина, столовую отделали в модном в то время стиле модерн, а парадный зал — в духе неоклассики. В рабочем кабинете Пигита стены были оклеены обоями, которые имитировали крокодиловую кожу. На потолке располагались лепные изображения утки, павлина и орла: внешне они были похожи не на гипсовые, а на резные деревянные украшения.

Самые дорогие квартиры находились в фасадном корпусе, в основном на втором и третьем этажах. Они состояли из четырех-шести комнат, арендовали их состоятельные семьи. В девяти квартирах располагалось общежитие Московских высших женских курсов Владимира Герье, рассчитанное на 61 место. Кроме того, в доме жили оперная певица Евгения Львова-Шершеневич, художники Николай фон Бооль и Петр Кончаловский, несколько врачей и государственных чиновников.

Автомобиль во дворе музея-театра «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

К 1914 году дом приносил Илье Пигиту около 45 тысяч рублей ежегодного дохода. Это превышало даже годовой оклад губернатора, который в то время составлял около 12 тысяч. Врачи и учителя получали гораздо меньше — от 950 до 1200 рублей в год.

Около 10 тысяч в год домовладелец тратил на «особые расходы»: жалованье швейцарам, дворникам и ночным сторожам, оплату отопления, освещения и водоснабжения, страхование, вывоз мусора и снега, необходимый ремонт.

«Нехорошая квартира»

В 1917 году Московское Благушинское домовладельческое акционерное общество выкупило у Ильи Пигита здание на Большой Садовой, 10. События Октябрьской революции одна из жительниц дома, Софья Тадэ, описывала так:

В домах устраивали ночные дежурства. Дежурили по двое, меняясь каждые три часа. Закутавшись в одеяла, сидели на площадке лестницы верхнего этажа и ждали. Каждый стук, крик в ночи заставлял вздрагивать. Швейцары запирали подъезды, вставляя для верности в ручку двери палку. Дворник вешал на ворота замок.

С 1918 года дом стал собственностью государства и в нем открыли рабочую коммуну треста «Мосполиграф». Поселились здесь сотрудники московских типографий. В начале 1920-х на месте общежития женских курсов появилась столовая для рабочих, рядом с ней — библиотека и клуб. Софья Тадэ вспоминала: «Готовить должны все хозяйки по очереди. Посуду выделили — кто что смог. Кто тарелки, кто кастрюли. Сбили скамьи, столы. Понавесили длинные кумачовые полотнища с лозунгами, тщательно выписанными разведенным мелом. Без них клуб не клуб. А для библиотеки — понатаскали книг видимо-невидимо из брошенных квартир».

Табличка с номером дома на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»

В 1921 году в квартиру №50 на Большой Садовой въехал Михаил Булгаков со своей первой женой Татьяной Лаппой. Супругам принадлежала только одна комната, в которой раньше жила сестра писателя с мужем. Несколько раз их пытались выселить. Татьяна Лаппа вспоминала об этих временах: «В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам… хотели, видно, денег, а у нас не было».

Прописаться в квартире Булгакову и его жене удалось только при поддержке Надежды Крупской: писатель некоторое время был ее подчиненным и обратился за помощью. В письмах и рассказах он часто называл это жилье «проклятой квартирой №50».

Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас еще одна комната была. В основном в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще там невообразимо что творилось. Из воспоминаний Татьяны Лаппы

Двор музея-театра «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Булгаков описал дом №10 и его жильцов в нескольких своих произведениях — например, в рассказах «№13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Самогонное озеро». Но самую заметную роль «проклятая квартира №50» сыграла в романе «Мастер и Маргарита»: именно она стала прообразом «нехорошей квартиры», где поселился Воланд со своей свитой. А соседка Анна Горячева послужила прототипом той самой Аннушки, которая пролила подсолнечное масло и стала причиной гибели Михаила Берлиоза.

Булгаков прожил в квартире №50 около трех лет. Затем он вместе с женой переехал на пятый этаж того же дома, в квартиру №34. Там его соседями стали бывший коммерсант Артур Манасевич с семьей и их прислуга. Но в этом жилье писатель надолго не задержался: уже в 1925 году он расстался с Татьяной Лаппой и переехал к своей второй жене — Любови Белозерской.

Вывеска во дворе музея-театра «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»

Репрессии, война и расселение коммуналок

Сталинские репрессии конца 1930-х годов коснулись и жильцов дома на Большой Садовой. Троих из них — племянницу Ильи Пигита Анну, ректора Высшего кооперативного института Анастасию Биценко и заместителя директора московского завода «Парострой» Франца Снешко — расстреляли. Некоторых арестовали и отправили в лагеря по доносам соседей.

Во время Великой Отечественной войны дом почти не пострадал от обстрелов: только в одной квартире обрушился потолок, а в нескольких помещениях выбило стекла взрывной волной. От бомбежек местные жители прятались в метро, на станции «Маяковская».

Портрет Михаила Булгакова на стене в музее-театре «Булгаковский дом» на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: stargal / фотобанк «Лори»

В 1946 году в подвале дома №10 расположилось картофелехранилище. Работали в нем в основном пленные немецкие солдаты. Дети жильцов иногда приносили им немного черного хлеба, а те взамен вырезали для ребят деревянные пистолеты и самолеты.

Булгаковский дом на Большой Садовой, 10, Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»

В послевоенные годы дом на Большой Садовой был сильно перенаселен: в нем проживало почти 800 человек. Квартиры по-прежнему оставались коммунальными — на несколько семей каждая. Санузел и кухня были общими для нескольких комнат, убирали их по очереди. Квартир на всех не хватало, некоторые семьи жили в полуподвальных помещениях, а иногда и прямо в подъездах. Расселение коммуналок началось только в 1960-х, и уже десять лет спустя число жильцов дома уменьшилось вдвое — до 355 человек. Люди получали новые квартиры на окраине Москвы и в ее северо-западной части.

Лестница в Государственном музее им. М.А. Булгакова, Москва. Фотография: Илюхина Наталья / фотобанк «Лори»

Центр неформального искусства, приют хиппи и булгаковский музей

В середине 1970-х бывший доходный дом стал одним из центров неофициального советского искусства. Художники встречались в квартире директора ателье Людмилы Кузнецовой, там же устраивали импровизированные выставки: картины развешивали на стенах комнат. К Кузнецовой часто приходили иностранные коллекционеры и дипломаты, которые хотели купить произведения неформальных художников, но легально приобрести такое творчество в СССР было невозможно. Посещали квартиру и известные советские артисты — например, Алла Пугачева и Владимир Высоцкий.

Александр Рукавишников. Макет памятника Михаилу Булгакову. Музей-театр «Булгаковский дом», Москва. Фотография: Бондаренко Олеся / фотобанк «Лори»

К 1986 году большинство помещений в доме №10 пустовало: жильцов расселили по другим домам. Часть заброшенных квартир заняли хиппи и организовали здесь своеобразный центр андеграундной культуры. В доме проходили концерты рок-групп, кинопоказы и выставки картин. К новым членам сообщества предъявляли строгие требования: запрещалось употреблять алкоголь и наркотики, устраивать конфликты с другими жильцами. В общину хиппи регулярно приходил местный участковый, часто оставался пить чай и беседовать с музыкантами и художниками, но штраф за незаконное проживание обязательно выписывал, как того требовали правила. К концу 1990-х сообщество хиппи окончательно выселили.

С середины 1980-х годов дом на Большой Садовой часто посещали поклонники творчества Булгакова. На стенах подъезда, где находилась «нехорошая квартира», появлялись рисунки и надписи по мотивам произведений писателя. Позже их все закрасили.

Табличка в Государственном музее им. М.А. Булгакова, Москва. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»

В 2004 году на первом этаже пятого подъезда открылся частный музей, посвященный Михаилу Булгакову, — сейчас он известен как «Булгаковский дом». В нем проходят спектакли по творчеству писателя, экскурсии по экспозиции, лекции и литературные вечера. Гиды также устраивают пешеходные и автобусные прогулки по булгаковским местам в окрестностях Большой Садовой.

А с 2007 года в этом же здании работает еще один музей Булгакова — государственный. В его экспозицию входят личные вещи писателя, предметы обстановки квартир и даже интерактивный макет дома №10, который занимает целую комнату. Когда посетители нажимают на кнопки, в окнах макета появляются фотографии жителей.

Наталья Базюк. Памятник Михаилу Булгакову. Музей-театр «Булгаковский дом», Москва. Фотография: Бондаренко Олеся / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

#инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью #инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью

Шесть простых практик, которые помогут отвлечься от тревожных мыслей

РБК
Характер нордический Характер нордический

Вокруг нордической кухни ходит немало споров

Bones
Как пили в СССР: алкогольные традиции Страны Советов Как пили в СССР: алкогольные традиции Страны Советов

Традиции, которые наработались в сфере пьянства в СССР

Maxim
Фторид магния помог получить эффективные и стабильные тандемные солнечные элементы Фторид магния помог получить эффективные и стабильные тандемные солнечные элементы

Материаловеды получили эффективные и стабильные тандемные солнечные элементы

N+1
Брэд Питт диагностировал у себя прозопагнозию: что это значит? Брэд Питт диагностировал у себя прозопагнозию: что это значит?

Как прозопагнозия осложняет жизнь людям?

Psychologies
Мелочи, которые ты мог не заметить в фильме «Форрест Гамп» Мелочи, которые ты мог не заметить в фильме «Форрест Гамп»

Феноменальная любовь к деталям в фильме «Форрест Гамп»

Maxim
Что ждет женщину в 50 лет: мудрые слова Шэрон Стоун о старении Что ждет женщину в 50 лет: мудрые слова Шэрон Стоун о старении

Шэрон Стоун стала примером для миллионов женщин

VOICE
Почему распадается брак: 9 глубинных причин Почему распадается брак: 9 глубинных причин

Девять самых частых причин, приводящих к кризису отношений

Psychologies
ДНК возрастом более 115 тысяч лет указала на уязвимость белых медведей перед потеплением климата ДНК возрастом более 115 тысяч лет указала на уязвимость белых медведей перед потеплением климата

Ученые выяснили, что белые медведи утратили генетическое разнообразие

N+1
Просто растворились: ученые выяснили, почему исчезли следы древних людей в Денисовой пещере Просто растворились: ученые выяснили, почему исчезли следы древних людей в Денисовой пещере

Летучие мыши причастны к исчезновению следов древних людей

Вокруг света
«Медвежья болезнь»: как кишечник командует нашим поведением и настроением «Медвежья болезнь»: как кишечник командует нашим поведением и настроением

Оказывается, вовсе не мозг и не желудок требуют от нас купить шоколадку

Psychologies
И Аньес создала зеркало И Аньес создала зеркало

Зинаида Пронченко о Джейн Биркин в фильме Аньес Варда

Weekend
Тахограф: что это, как пользоваться, какие штрафы Тахограф: что это, как пользоваться, какие штрафы

Строгий надсмотрщик или помощник водителя? Мнения о тахографе полярны

РБК
Как сделать бомбочку для ванны своими руками: пошаговая инструкция Как сделать бомбочку для ванны своими руками: пошаговая инструкция

Почему бы не попробовать сделать бомбочку для ванны в домашних условиях?

VOICE
Кубик в кубе Кубик в кубе

Даже если вы не видели Ольгу Кравцову и Руслана Габидуллина, вы любите их голоса

Собака.ru
Чем опасен избыток сна и что делать, если хронически не высыпаешься Чем опасен избыток сна и что делать, если хронически не высыпаешься

Долгий сон может быть вреден для организма так же, как недосып

ТехИнсайдер
Вентилятор компьютера начал дребезжать: как решить проблему Вентилятор компьютера начал дребезжать: как решить проблему

Как избавиться от шума и вдохнуть новую жизнь в вентилятор

CHIP
24-летняя индианка женится на самой себе: зачем люди «узаконивают» одиночество? 24-летняя индианка женится на самой себе: зачем люди «узаконивают» одиночество?

В вашей жизни у вас главная роль

Psychologies
Как выглядит самая уродливая собака в мире Как выглядит самая уродливая собака в мире

В Калифорнии выбрали живое воплощение понедельников

Maxim
Почему миллиардеры, тиктокеры и предприниматели из России полюбили Казахстан Почему миллиардеры, тиктокеры и предприниматели из России полюбили Казахстан

Чем еще привлекает Казахстан российских предпринимателей?

Forbes
Отрывок из бестселлера The New York Times «Последнее, что он сказал мне» Лоры Дейв Отрывок из бестселлера The New York Times «Последнее, что он сказал мне» Лоры Дейв

Фрагмент из «Последнее, что он сказал мне» — истории, которая вас шокирует

СНОБ
Захватывающая история изобретения и эволюции женских стрингов (с картинками) Захватывающая история изобретения и эволюции женских стрингов (с картинками)

Этот предмет женского гардероба вызывал столько мужских эмоций!

Maxim
Забытая резиденция: история усадьбы Царицыно от «проклятого» дворца до чеховских дач Забытая резиденция: история усадьбы Царицыно от «проклятого» дворца до чеховских дач

Екатерина выкупила эти земли за 25 тыс. рублей. Так началась история Царицына

Вокруг света
Дарина Якунина Дарина Якунина

Глава издательства «Поляндрия» — как поднимать сложные темы среди детей?

Собака.ru
10 мифов о вредном и полезном загаре: советы врача-дерматовенеролога 10 мифов о вредном и полезном загаре: советы врача-дерматовенеролога

Развенчиваем самые популярные мифы о загаре и защитных средствах от солнца

Psychologies
8 вещей, о которых вы пожалеете после 30 лет 8 вещей, о которых вы пожалеете после 30 лет

Как не потратить свою жизнь на сожаления

Psychologies
Как обустроить сад в средиземноморском стиле: 4 идеи от ландшафтного дизайнера Как обустроить сад в средиземноморском стиле: 4 идеи от ландшафтного дизайнера

Как создать на своем участке сад, который будет напоминать о пейзажах Ниццы?

Вокруг света
Валерий Семикашев: «Мы умеем добывать нефть» Валерий Семикашев: «Мы умеем добывать нефть»

Что делать с тоннами углеводородов? Рассказывает заведующий лабораторий ИНП РАН

Эксперт
IKEA вернется уже на совершенно иной рынок IKEA вернется уже на совершенно иной рынок

Преимущество у мебельных компаний, которые смогут перестроиться под новые реалии

Эксперт
Не думайте об оценках: как помочь ребенку освоиться в школе за границей Не думайте об оценках: как помочь ребенку освоиться в школе за границей

Как облегчить ребенку переход в зарубежное учебное заведение и к чему готовиться

Forbes
Открыть в приложении