Зачем самолеты бьют хвостом по взлетно-посадочной полосе и высекают искры?
Иногда при испытаниях пилоты самолетов касаются хвостом взлетной полосы. Сноп искр, высекаемый при этом, поражает. Но безопасен ли такой маневр и зачем он нужен?
Этот прием используют лишь в испытательных полетах и лишь со специальным оборудованием.
Авиакатастрофы, связанные с ударами хвоста (т. е. ударом хвоста о взлетно-посадочную полосу) или «тейлстрайками» в авиации, не редкость, и, можно подумать, будто, устраивая такие испытания, производители самолетов проверяют прочность своих изделий. Однако реальность немного другая.
Медленный взлет
«Основная цель такого испытания — не проверка прочности (хотя такая задача ставится), а определение так называемой минимальной взлетной скорости самолета», — рассказал заслуженный летчик-испытатель России Владимир Бирюков.
Чтобы самолет взлетел, подъемная сила должна быть больше веса самолета. Величина подъемной силы зависит от площади крыла, скорости набегающего воздушного потока (примерно равной скорости взлета) и угла атаки крыла. Чтобы получить минимальную скорость, с которой самолет будет взлетать, нам нужно задать максимальный угол тангажа (атаки). Ограничителем этого угла при разбеге является как раз хвост. Хвост касается полосы - достигнут максимальный угол.
Обычно такие - достаточно сложные и опасные - испытания проводят при различных значениях тяговооруженности, то есть отношения тяги к весу самолета. Самый сложный вариант - взлететь на половинной тяге двигателя и на максимальном угле тангажа.