Если я заменю батарейки
20-е годы XX века прозвали ревущими за гул моторов, 20-е годы XXI-века стали ревущими по другой причине: от череды событий начала этого десятилетия многим хочется плакать, кричать, лезть на стену. С трудом сдерживая эти порывы, под занавес великого и ужасного 2022 года мы решили поговорить с психологом Михаилом Стависским на тему всеобщего упадка сил и смыслов.
Начнем с любимого эмоционального выгорания, основными признаками которого называют апатию, нежелание работать и невозможность найти в себе силы, чтобы просто делать что-то. В этом году такие чувства были у многих. Что бы вы посоветовали в такой ситуации?
В сегодняшних условиях полной неопределенности, неизвестности и турбулентности сложно не выгореть. Важно понять, какие есть у этого состояния индикаторы. Первый вы упомянули — нежелание работать. Это ключевой симптом, который на поверхности. Человек не понимает, чего он хочет, не понимает, какая у него цель, что ему нужно в этой жизни. Он начинает отдаляться от работы, и как раз в этот момент включается второй симптом. Человек начинает искать новую работу либо заниматься самосаботажем, то есть уходить от результата.
Есть такой феномен — страх успеха, когда человек начинает бояться достичь какого-то значимого для себя события, потому что он знает, что его не похвалят, не оценят, не примут, не дадут обратную связь. Начинает снижаться интерес к жизни в целом, человек меньше занимается спортом, меньше гуляет, меньше проводит времени с семьей, у него страдают все сферы жизни, резко ухудшается эмоциональное здоровье. Как раз в этот момент ему требуется помощь психолога. Есть очень хорошая метафора, она так и называется: метафора водоворота. Это ситуация, когда мы попадаем в тот самый водоворот, в турбулентность, в которой ничего невозможно понять.
В ту самую турбулентность, в которой мы не первый год находимся.
Да, имеем счастье крутиться. Эта адская карусель очень часто закручивает людей. Мы теряем и целеполагание, и какие-то важные для себя ориентиры в жизни, забываем про свои ценности. Здесь важно погрузиться вглубь — в причину того, что с человеком произошло. Разобраться лучше с помощью психолога, коуча или другого специалиста, который может квалифицированно помочь. Это может быть ментор, бизнес-консультант или просто старший товарищ. Он поможет уйти от круговорота в сторону, а затем и вовсе всплыть на поверхность, продышаться и понять, что все хорошо.
Многие предпочитают не погружаться в себя, а скорее убежать…
Побег от эмоционального выгорания — тоже некая защита, которая ошибочно принимается как выход из ситуации. Но с точки зрения и психологов это всего лишь уход в апатию, в люмпенизированное поведение, которое определяется девизом: как бы чего не вышло. Такой человек потерян для общества, семьи, друзей. Для всех. Это просто отсрочка, и сил на то, чтобы потом выйти из ситуации, которая становится все более депрессивной, потребуется гораздо больше, чем нужно для того, чтобы просто преодолеть эмоциональное выгорание.
Нет, это не наш путь. Тогда вернемся к погружению вглубь. Куда грести?
Для преодоления выгорания надо найти свою самую важную и необходимую в данный момент потребность. Нужно понять, чего ты хочешь больше всего, и разобраться в иерархии потребностей, чтобы прояснить, какие из них будут вести вперед, а какие, наоборот, тянут назад. Стоит сфокусироваться на первых и заняться их реализацией. И да, это может быть трудно.
А когда уже станет легко? Когда можно наконец вернуться в ту самую зону комфорта, о которой все говорят, но где, мне кажется, мы давно не были?
Зона комфорта находится не там, где нам хорошо, а там, где нам привычно.
Человеку может быть привычно плохо, привычно скучно или привычно травматично. Мы можем привычно сидеть на гвозде, но это наш гвоздь, мы чувствуем некую опору. Когда нет другой опоры, то можно опираться и на собственную травму.
Сейчас кажется, что помимо личных у нас у всех есть и одна общая травма...
Сегодня многие консультанты — и российские, и зарубежные, причем высокого уровня — разводят руками и говорят, что не понимают, как решать проблемы в текущей ситуации. У нас есть люди с прекрасным опытом нулевых и десятых годов, которые открывали стартапы, запускали громадные бизнесы, занимались диджитализацией и делали такое, что даже сложно себе представить, но и они зачастую чувствуют себя потерянными. И здесь, что интересно, начинают приглашать ребят из 90-х, то есть людей 70-х годов рождения. Их опыт становится очень актуальным, потому что ту степень неизвестности и турбулентности, которая была тогда, можно сравнить с тем, что происходит сейчас. Эти люди привыкли падать и вставать, привыкли подолгу не грустить и не саморефлексировать, а идти вперед, несмотря на трудности. А еще они не боятся спросить совета. Они начинали с нуля, и им не очень страшно что-то потерять. Они все это уже проходили.