Василий Чудовский, чья судьба с четырнадцати лет связана с железной дорогой

Караван историйЗнаменитости

Василий Чудовский: о том, как дружил с Табаковым и Волчек и принимал роды в поезде

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Филипп Гончаров; визажист: Галина Пантелеева; продюсер: Татьяна Жихарева

Звезды есть в каждой профессии. В этом году в России впервые начали праздновать День проводника. И мы нашли уникального человека. Это Василий Чудовский, чья судьба с четырнадцати лет связана с железной дорогой. Школьником он помогал брату, потом стал проводником, а в 24 года — начальником поезда. Сейчас ему 65 лет, и он до сих пор в деле. Заслуженный железнодорожник, начальник поезда и человек, ездить с которым — счастье даже для избалованных звезд.

— Василий Владимирович, вы когда-нибудь считали, сколько километров проехали?

— Больше десяти миллионов километров. Можно сказать, 250 раз обогнули Землю по экватору. Ездили в Мурманск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков и 33 года — в Хельсинки. Но это неточные подсчеты. Первые поездки я вообще не считал. Километры стал считать Александр Финяк, мой товарищ, с которым мы ездили с февраля 1982-го.

— Прекрасно, когда человек находит дело своей жизни. Как это произошло у вас?

— Довольно просто. Папа был ветераном войны, учителем русского языка, литературы и истории, директором школы, но нам с братьями рассказывал, что всегда хотел быть железнодорожником. Он заразил меня и брата этой любовью. И в 1971 году брат, который студентом пединститута подрабатывал проводником на железной дороге, взял с собой и меня, 14-летнего мальчишку. Начало июля. Белые ночи. Солнце не заходит за горизонт. Я потерялся во времени. Огромные озера Карелии, леса, сопки, Мурманск, Баренцево море, ледокол «Ленин» — все это мне брат показал. Приехали на cевер. А там плюс 30 градусов, жарища. Я был поражен. Когда сам стал студентом пединститута, с большим удовольствием летом работал проводником. Целый год ждал, чтобы отправиться в поездку опять. А потом мы стали работать круглогодично. Делать рейс в месяц.

Василий Чудовский, 70-е годы. Фото: из архива В. Чудовского

— Поделитесь секретами профессии проводника...

— Он должен быть профессионалом, идеально знать вагон, потому что железная дорога — зона повышенной опасности. Но он должен помнить, что это работа не только с металлом, а в первую очередь — с людьми. И я всем молодым проводникам говорю: «Важнее всего первые 20 секунд, когда пассажир увидит ваше настроение, глаза, оценит аккуратный вид, почувствует доброжелательность».

— А что самое интересное в вашей работе?

— Встреча с новыми людьми, которые едут в твоем вагоне. Когда я начинал работать, мне очень нравились плацкартные вагоны. Там 54 человека, с которыми ты «живешь» 36 часов. Они тебя начинают кормить, угощают домашней выпечкой, жареной курочкой. Я отказывался, но они так, от всей души предлагали...

— Вы были совсем молодым, когда получили должность начальника поезда...

— Двадцать четыре года. После срочной службы в Афганистане я вернулся в наше депо, и мне сказали: «Ты нам нужен не как проводник, а как начальник поезда». Их не смутило, что я фактически пацан. Они меня знали. Я работал сначала на всех поездах: и на дополнительных, и на фирменных, в том числе на элитном — на «Арктике», Москва — Мурманск.

Потом меня вызвали в отдел кадров и сказали: «Василий, есть предложение тебя утвердить на международную линию с перспективой работы там начальником поезда». Нужно было знать языки и пройти комиссию в райкоме партии, в Сокольниках. И я встречался там с ветеранами-большевиками, которым тогда было лет по восемьдесят, не меньше.

На внутренних линиях у меня были потрясающие учителя. Все ветераны Великой Отечественной войны. Например, Сергей Васильевич Тишинский, Михаил Иванович Иванов. А в поезде Москва — Хельсинки — Глеб Алексеевич Ильин и Владимир Григорьевич Романов. Они знали свое дело и учили, как работать с пассажирами. У Романова учителями были проводники царских времен! Они говорили ему: «Гордись своей профессией, вагоновожатый, и люби ее». (Тогда не было слова проводник. — Прим. ред.). А он говорил это мне. И я это впитал.

Василий Чудовский с молодыми коллегами перед рейсом. Фото: Филипп Гончаров; визажист: Галина Пантелеева; продюсер: Татьяна Жихарева

— Вы всю жизнь в дороге, наверняка случались какие-то удивительные истории. Мне кажется, у вас обязательно должна быть история на тему, как кто-то в вашем поезде рожал...

— Это точно. Я только начал работать начальником поезда Москва — Мурманск, а тут непредвиденная ситуация: проехали Тверь и меня ночью вызывают — у беременной женщины, которая ехала с маленьким ребенком, отошли воды, она начала рожать. Я в шоке. Сам пацан. К счастью, в нашем поезде ехал проводник, который раньше работал стоматологом, а потом сменил род деятельности. Ему было лет сорок. Он держался уверенно. Сказал: «Мне нужны ножницы, суровая нитка, чтобы перевязать пуповину, и спирт». У нас нашелся йод, а там же 70 или 80 процентов спирта. Йодом все обработали, и проводник принял роды. Родился мальчик. Когда я понял, что все в порядке, это были непередаваемые ощущения. Это же настоящее чудо!

И вот еще удивительная история. И смешная, и печальная. Выехали из Выборга, едем в сторону Санкт-Петербурга. Вдруг машинист делает экстренную остановку, говорит: «Кажется, человек попал под поезд. Ищите». Зима, сугробы везде. Я и поездной электромонтер ищем. Видим, в сугробе метров за десять от нас лежит мужик, копошится. Ни царапины у него. Помогаем зайти в вагон, наливаем чай крепкий, сладкий. Он берет этот стакан и выпивает кипяток залпом, как воду. Я говорю: «Что случилось?» — «С женой поругался, пошел прогуляться по путям и не понял, как...» Когда набрали жене, она подумала, что это программа «Розыгрыш». А потом уже разрыдалась... Ее муж, конечно, счастливчик. Остался цел и невредим.

Экстремальные ситуации в пути, конечно, бывают. Но гораздо больше хорошего. И самое прекрасное — это встречи в пути с интересными людьми.

— Я знаю некоторых известных людей, которые, если ездили в Финляндию, то старались, чтобы это была ваша смена, ваша бригада.

— Да, у нас ездило много известных людей: ученые, политики, писатели, поэты, актеры, режиссеры. Со многими я не просто познакомился, а подружился в поезде. Я очень горжусь тем, что дружил со Станиславом Иосифовичем Ростоцким. Был такой режиссер, который снял великие фильмы — «...А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника». Ветеран, человек мужественный и очень скромный. У него не было ноги. Он не афишировал, не хотел, чтобы жалели. А мне рассказал. Мы с ним сидели и разговаривали не только о кинематографе, а и о жизни — как проходили съемки, экспедиции. Мужской разговор...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александра Флоринская. Неправильная актриса Александра Флоринская. Неправильная актриса

Думаю, в моем случае судьбы артистки трудно было избежать

Караван историй
Вас не догонят: 12 самых быстрых машин в мире Вас не догонят: 12 самых быстрых машин в мире

Как выглядит современная дюжина самых быстрых в мире машин

Вокруг света
Александр Домогаров: Александр Домогаров:

Из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти

Караван историй
Как живет немецкая коммуна анархистов, в которой дети могут выбирать себе родителей Как живет немецкая коммуна анархистов, в которой дети могут выбирать себе родителей

Коммуны Нидеркауфунген — удивительная история анархистов из Германии

Maxim
Григорий Чухрай. Баллада о солдате Григорий Чухрай. Баллада о солдате

Каким был Григорий Чухрай? Рассказывают его сын и дочь

Караван историй
9 вредных советов Григория Остера, которые впору брать на вооружение всем взрослым россиянам 9 вредных советов Григория Остера, которые впору брать на вооружение всем взрослым россиянам

С детства обожаемые советы от Григория Остера

Maxim
Какие могут быть мотивы Какие могут быть мотивы

Что делать, если музыка вас не связала, а наоборот

VOICE
Пластилиновые люди против чернильного дождя Пластилиновые люди против чернильного дождя

История одной китайской семьи, оказавшейся сильнее большой истории

Weekend
Думать – правильно Думать – правильно

Психотерапевт, гуру ТВ и один из топов Сбера о себе и правилах, по которым живет

Psychologies
Китайский марксизм на службе новой эпохи Китайский марксизм на службе новой эпохи

В Китае окончательно закрепилась концепция социалистической рыночной экономики

Эксперт
Квантово-запутанная премия. От невероятного эффекта до технологии Квантово-запутанная премия. От невероятного эффекта до технологии

Установление нарушения неравенств Белла и новаторство в квантовой информатике

Наука и жизнь
Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века

Шлитци Сёртис — артист уличного цирка, страдавший микроцефалией

ТехИнсайдер
Окнами на восток Окнами на восток

Немного восточного настроения в интерьере квартиры

Идеи Вашего Дома
Новая реальность российской химии Новая реальность российской химии

Химпром сможет обеспечить работу практически всех отраслей народного хозяйства

РБК
Пошел в зал — и растолстел: как это работает? Пошел в зал — и растолстел: как это работает?

Рано или поздно каждый мужчина пытается взять штурмом «качалку»

Maxim
Дьявол под видом ботаника: как Сэм Бэнкман-Фрид всех одурачил Дьявол под видом ботаника: как Сэм Бэнкман-Фрид всех одурачил

Сэм Бэнкман-Фрид создал финансовую пирамиду и не отрицал это

Forbes
Что вас удержит на плаву? Что вас удержит на плаву?

Откройте для себя то, что защищает вас и помогает вам преодолевать невзгоды

Psychologies
Доверительное управление Доверительное управление

Машина без лобового стекла выезжает из-за угла и оказывается прямо передо мной…

Цифровой океан
Выбираем переноску для собаки Выбираем переноску для собаки

Вес, порода и размер — как выбрать переноску для питомца?

Лиза
Cердечный приступ или паническая атака Cердечный приступ или паническая атака

Главные признаки и отличия сердечного приступа от панической атаки

Лиза
Мумий будет еще много: убитый стрелой в спину 5300-летний Эци рассказал новую историю Мумий будет еще много: убитый стрелой в спину 5300-летний Эци рассказал новую историю

Смерть и приключения ледяного человека из Альп

Вокруг света
Кай Метов: «О сексуальном подтексте песни “Position № 2” мне говорят многие люди» Кай Метов: «О сексуальном подтексте песни “Position № 2” мне говорят многие люди»

Заслуженный артист России Кай Метов раскрыл секрет успеха своего хита

VOICE
Самокритика: как перестать себя ругать Самокритика: как перестать себя ругать

Как быть, если вы привыкли ругать себя?

Psychologies
Ледяной кулак: как СССР спрятал сверхсекретную военную базу в настоящем айсберге Ледяной кулак: как СССР спрятал сверхсекретную военную базу в настоящем айсберге

Советские инженеры вели строительство «неубиваемой» морской базы внутри айсберга

ТехИнсайдер
X-treme 105 X-treme 105

Яхта X-treme 105 вряд ли оставит кого-то равнодушным

Y Magazine
Читаем между строк Читаем между строк

Как себя вести с новым онлайн-знакомым?

Лиза
Правда ли, что выражение «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» принадлежит Марии-Антуанетте? Правда ли, что выражение «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» принадлежит Марии-Антуанетте?

Мария-Антуанетта была просто создана для того, чтобы о ней сплетничать

Maxim
«Меня раздражают опечатки и ошибки»: необычный признак интроверта — исследование ученых «Меня раздражают опечатки и ошибки»: необычный признак интроверта — исследование ученых

Если вы строго судите о человеке по ошибкам, то вероятно, что вы интроверт

Psychologies
Бои семейного значения Бои семейного значения

Вроде бы что может быть естественнее семейной жизни? Ан нет!

Дилетант
Практики сопротивления виртуальной власти Практики сопротивления виртуальной власти

Современного человека нельзя описать исходя из его цифрового следа

Эксперт
Открыть в приложении