Василий Чудовский, чья судьба с четырнадцати лет связана с железной дорогой

Караван историйЗнаменитости

Василий Чудовский: о том, как дружил с Табаковым и Волчек и принимал роды в поезде

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Филипп Гончаров; визажист: Галина Пантелеева; продюсер: Татьяна Жихарева

Звезды есть в каждой профессии. В этом году в России впервые начали праздновать День проводника. И мы нашли уникального человека. Это Василий Чудовский, чья судьба с четырнадцати лет связана с железной дорогой. Школьником он помогал брату, потом стал проводником, а в 24 года — начальником поезда. Сейчас ему 65 лет, и он до сих пор в деле. Заслуженный железнодорожник, начальник поезда и человек, ездить с которым — счастье даже для избалованных звезд.

— Василий Владимирович, вы когда-нибудь считали, сколько километров проехали?

— Больше десяти миллионов километров. Можно сказать, 250 раз обогнули Землю по экватору. Ездили в Мурманск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков и 33 года — в Хельсинки. Но это неточные подсчеты. Первые поездки я вообще не считал. Километры стал считать Александр Финяк, мой товарищ, с которым мы ездили с февраля 1982-го.

— Прекрасно, когда человек находит дело своей жизни. Как это произошло у вас?

— Довольно просто. Папа был ветераном войны, учителем русского языка, литературы и истории, директором школы, но нам с братьями рассказывал, что всегда хотел быть железнодорожником. Он заразил меня и брата этой любовью. И в 1971 году брат, который студентом пединститута подрабатывал проводником на железной дороге, взял с собой и меня, 14-летнего мальчишку. Начало июля. Белые ночи. Солнце не заходит за горизонт. Я потерялся во времени. Огромные озера Карелии, леса, сопки, Мурманск, Баренцево море, ледокол «Ленин» — все это мне брат показал. Приехали на cевер. А там плюс 30 градусов, жарища. Я был поражен. Когда сам стал студентом пединститута, с большим удовольствием летом работал проводником. Целый год ждал, чтобы отправиться в поездку опять. А потом мы стали работать круглогодично. Делать рейс в месяц.

Василий Чудовский, 70-е годы. Фото: из архива В. Чудовского

— Поделитесь секретами профессии проводника...

— Он должен быть профессионалом, идеально знать вагон, потому что железная дорога — зона повышенной опасности. Но он должен помнить, что это работа не только с металлом, а в первую очередь — с людьми. И я всем молодым проводникам говорю: «Важнее всего первые 20 секунд, когда пассажир увидит ваше настроение, глаза, оценит аккуратный вид, почувствует доброжелательность».

— А что самое интересное в вашей работе?

— Встреча с новыми людьми, которые едут в твоем вагоне. Когда я начинал работать, мне очень нравились плацкартные вагоны. Там 54 человека, с которыми ты «живешь» 36 часов. Они тебя начинают кормить, угощают домашней выпечкой, жареной курочкой. Я отказывался, но они так, от всей души предлагали...

— Вы были совсем молодым, когда получили должность начальника поезда...

— Двадцать четыре года. После срочной службы в Афганистане я вернулся в наше депо, и мне сказали: «Ты нам нужен не как проводник, а как начальник поезда». Их не смутило, что я фактически пацан. Они меня знали. Я работал сначала на всех поездах: и на дополнительных, и на фирменных, в том числе на элитном — на «Арктике», Москва — Мурманск.

Потом меня вызвали в отдел кадров и сказали: «Василий, есть предложение тебя утвердить на международную линию с перспективой работы там начальником поезда». Нужно было знать языки и пройти комиссию в райкоме партии, в Сокольниках. И я встречался там с ветеранами-большевиками, которым тогда было лет по восемьдесят, не меньше.

На внутренних линиях у меня были потрясающие учителя. Все ветераны Великой Отечественной войны. Например, Сергей Васильевич Тишинский, Михаил Иванович Иванов. А в поезде Москва — Хельсинки — Глеб Алексеевич Ильин и Владимир Григорьевич Романов. Они знали свое дело и учили, как работать с пассажирами. У Романова учителями были проводники царских времен! Они говорили ему: «Гордись своей профессией, вагоновожатый, и люби ее». (Тогда не было слова проводник. — Прим. ред.). А он говорил это мне. И я это впитал.

Василий Чудовский с молодыми коллегами перед рейсом. Фото: Филипп Гончаров; визажист: Галина Пантелеева; продюсер: Татьяна Жихарева

— Вы всю жизнь в дороге, наверняка случались какие-то удивительные истории. Мне кажется, у вас обязательно должна быть история на тему, как кто-то в вашем поезде рожал...

— Это точно. Я только начал работать начальником поезда Москва — Мурманск, а тут непредвиденная ситуация: проехали Тверь и меня ночью вызывают — у беременной женщины, которая ехала с маленьким ребенком, отошли воды, она начала рожать. Я в шоке. Сам пацан. К счастью, в нашем поезде ехал проводник, который раньше работал стоматологом, а потом сменил род деятельности. Ему было лет сорок. Он держался уверенно. Сказал: «Мне нужны ножницы, суровая нитка, чтобы перевязать пуповину, и спирт». У нас нашелся йод, а там же 70 или 80 процентов спирта. Йодом все обработали, и проводник принял роды. Родился мальчик. Когда я понял, что все в порядке, это были непередаваемые ощущения. Это же настоящее чудо!

И вот еще удивительная история. И смешная, и печальная. Выехали из Выборга, едем в сторону Санкт-Петербурга. Вдруг машинист делает экстренную остановку, говорит: «Кажется, человек попал под поезд. Ищите». Зима, сугробы везде. Я и поездной электромонтер ищем. Видим, в сугробе метров за десять от нас лежит мужик, копошится. Ни царапины у него. Помогаем зайти в вагон, наливаем чай крепкий, сладкий. Он берет этот стакан и выпивает кипяток залпом, как воду. Я говорю: «Что случилось?» — «С женой поругался, пошел прогуляться по путям и не понял, как...» Когда набрали жене, она подумала, что это программа «Розыгрыш». А потом уже разрыдалась... Ее муж, конечно, счастливчик. Остался цел и невредим.

Экстремальные ситуации в пути, конечно, бывают. Но гораздо больше хорошего. И самое прекрасное — это встречи в пути с интересными людьми.

— Я знаю некоторых известных людей, которые, если ездили в Финляндию, то старались, чтобы это была ваша смена, ваша бригада.

— Да, у нас ездило много известных людей: ученые, политики, писатели, поэты, актеры, режиссеры. Со многими я не просто познакомился, а подружился в поезде. Я очень горжусь тем, что дружил со Станиславом Иосифовичем Ростоцким. Был такой режиссер, который снял великие фильмы — «...А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника». Ветеран, человек мужественный и очень скромный. У него не было ноги. Он не афишировал, не хотел, чтобы жалели. А мне рассказал. Мы с ним сидели и разговаривали не только о кинематографе, а и о жизни — как проходили съемки, экспедиции. Мужской разговор...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александра Флоринская. Неправильная актриса Александра Флоринская. Неправильная актриса

Думаю, в моем случае судьбы артистки трудно было избежать

Караван историй
Быстро убрать отеки: 7 способов и SOS-инструкция Быстро убрать отеки: 7 способов и SOS-инструкция

Как бороться с утренними отеками на лице?

РБК
Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной» Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной»

«Вокруг меня люди, с которыми у нас общая цель»

Караван историй
Вместе — скучно: что такое меланхолический брак и как оживить отношения Вместе — скучно: что такое меланхолический брак и как оживить отношения

Как спасти отношения, в которых партнеры не чувствуют себя живыми?

Psychologies
«Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман «Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман

О детстве, первых шагах в профессии и других событиях из жизни Элины Быстрицкой

Караван историй
«Хочу поиграть в англоязычной команде»: Бумыч о планах на будущее, своей карьере и бывшей жене «Хочу поиграть в англоязычной команде»: Бумыч о планах на будущее, своей карьере и бывшей жене

Киберспортсмен Кирилл «Boombl4» Михайлов — о репутации и команде мечты

Maxim
Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой» Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой»

Нелли Борисюк - любящая жена и мама семерых детей

Караван историй
Кукольность, ребячество и минимализм: записки об идеале красоты в Китае Кукольность, ребячество и минимализм: записки об идеале красоты в Китае

Как китайские представления о женской красоте расходятся с европейскими канонами

Psychologies
Кем ты хочешь стать, когда выспишься? Кем ты хочешь стать, когда выспишься?

Как помочь себе, если страдаешь по ночам и не можешь уснуть без проблем

VOICE
Упрямый характер: история и современность автомобильной марки Audi Упрямый характер: история и современность автомобильной марки Audi

Непростая история взлетов и падений Audi

Вокруг света
12 удивительных фактов о Суворове 12 удивительных фактов о Суворове

Малоизвестные стороны жизни любителя штыкового боя

Maxim
Погуще, пожалуйста Погуще, пожалуйста

Роскошная шевелюра – результат не только хороших генов, но и правильного ухода

Robb Report
Кануан: третья попытка Кануан: третья попытка

Новый кандидат на звание самого роскошного карибского острова

Robb Report
Запоры: почему и что делать? Запоры: почему и что делать?

Проблемы с кишечником: как с ними справиться?

Здоровье
Шикарный вариант Шикарный вариант

Плов, самса и белые машины Узбекистана

Автопилот
Мария Гартунг. Любимая дочь Пушкина и прототип Анны Карениной Мария Гартунг. Любимая дочь Пушкина и прототип Анны Карениной

Жизнь старшей дочери великого поэта, Марии Гартунг, поистине удивительна

Караван историй
Исповедь содержанки, или как я мечтала стать слабой и зависимой женщиной Исповедь содержанки, или как я мечтала стать слабой и зависимой женщиной

Как наша героиня согласилась стать содержанкой и что из этого вышло

VOICE
«Он просил взять вину на себя»: как женщины попадают в тюрьмы и при чем здесь мужчины «Он просил взять вину на себя»: как женщины попадают в тюрьмы и при чем здесь мужчины

Почему женщины убивают, крадут или распространяют наркотики?

Forbes
Катя IOWA Катя IOWA

Певица Катя Иванчикова из группы IOWA строит собственную экосистему

Собака.ru
Выходные в Рязани Выходные в Рязани

Что можно успеть увидеть на рязанской земле всего за уик-энд?

Лиза
Ошибки на местах: что мешает российским модным брендам развиваться Ошибки на местах: что мешает российским модным брендам развиваться

Какие ошибки совершают российские марки?

Forbes
5 самых смертоносных видов оружия за всю историю: от напалма до атомной бомбы 5 самых смертоносных видов оружия за всю историю: от напалма до атомной бомбы

Виды вооружений, соперничать с которыми на всей Земле не мог никто

ТехИнсайдер
Что почитать, если тебе нравится «Дом Дракона» и «Игра престолов» Что почитать, если тебе нравится «Дом Дракона» и «Игра престолов»

Фэнтезийные циклы, которые ничуть не хуже, чем «Игра престолов»

Maxim
Загадка Зодиака: серийный убийца оставил шифр, разгадать который оказалось почти невозможно Загадка Зодиака: серийный убийца оставил шифр, разгадать который оказалось почти невозможно

Какие приемы использовал убийца в этом необычном коде, и как он был «взломан»

ТехИнсайдер
Вот такой гуманизм по-большевистски Вот такой гуманизм по-большевистски

Вопросы для Василия Христофорова, одного из авторов «Высылки вместо расстрела»

Дилетант
Безуглеводная диета Безуглеводная диета

Насколько безуглеводная диета полезна для организма?

Лиза
Надежное укрытие Надежное укрытие

Как выбрать правильное качественное одеяло?

Лиза
Джонатан Уэллс: «Слабак». Автофикшн о токсичной маскулинности Джонатан Уэллс: «Слабак». Автофикшн о токсичной маскулинности

«Слабак» — автофикшн о силе слепой и всепоглощающей отцовской любви

СНОБ
Полосатые озорники: 4 факта о бурундуках Полосатые озорники: 4 факта о бурундуках

Жизнь бурундука вовсе не похожа на приключения экранных героев

Вокруг света
Роботы в аграрной отрасли Роботы в аграрной отрасли

Уровень использования новых технологий на сельхозпредприятиях остается невысоким

Агроинвестор
Открыть в приложении