Осторожно, у вас гений. Как помочь ребенку, опережающему в развитии
Психолог Катерина Мурашова рассказывает о том, как воспитывать одаренного ребенка, какие могут быть особенности и как помочь ему влиться в общество и найти общий язык со сверстниками
Пришла семья из трех человек: мама, бабушка, внучка. Объяснять степень родства не нужно — все трое похожи так, что даже забавно, как будто один и тот же человек в трех разных возрастах.
Мария
При этом две старшие женщины вели себя с такой степенью дружелюбного оживления и узнавания, как будто мы с ними родственники, когда-то выросшие вместе и встретившиеся после долгой разлуки. Я их совершенно не узнавала, даже смутных ассоциаций — никаких, поэтому удивлялась, но вполне умеренно: все-таки когда больше тридцати лет на одном месте работаешь и это место — детская поликлиника, тебя вполне закономерным образом знает в лицо больше половины населения окрестных кварталов, женщины-матери в особенности. А судя по силе комплекса оживления можно предположить, что они когда-то, много лет назад, были у меня на приеме и услышанное тогда как-то им помогло.
— Екатерина Вадимовна, вы нас, наверное, не помните, но ведь когда-то вы нас спасли!
Тут я почему-то разозлилась. Наверное потому, что совсем-пресовсем не могла их вспомнить и это напомнило мне о возрасте и всяком таком.
— Я не пожарник, не сотрудник МЧС и не врач скорой помощи, — сухо сказала я. — Я психолог, работающий в жанре психологического консультирования. Поэтому в любом случае спасли вы себя сами.
— Да-да, конечно! — дружно, с явной готовностью соглашаться с чем угодно, закивали женщины. Девочка лет 12–13 смотрела на них с некоторым удивлением, и я поняла, что в норме, в своей обычной жизни, они ведут себя по-другому. Здесь мне уже самой стало любопытно.
— Рассказывайте уже! — велела я.
Рассказывала сначала бабушка, потом мать. У обеих прекрасная литературная речь, бабушка — чуть многословнее, у матери — просто все предельно выверено, каждая фраза закончена, каждое слово на своем месте. История, как я и ожидала, оказалась действительно многолетняя. И в процессе рассказа я их, конечно, вспомнила.
Машенька
В семье обычных молодых людей — инженера и библиотекаря — родился первый ребенок, здоровая девочка, которую назвали Марией в честь матери и сразу стали звать Машенькой. Неожиданно для всех Машенька в год заговорила фразами, а в два с половиной сама читала по слогам детские книжки, требовала, чтобы ей на ночь читали книжки «для больших», с явным удовольствием декламировала длинные и сложные стихотворения «про природу» поэтов ранга Фета и Тютчева и даже сама сочиняла простенькие, но очень милые и точные стишки с названиями, типа таких:
Весна.
На озерах треснул лед,
Дворник улицу метет.
Или
Щенок.
Ходит на пушистых лапах,
Издает приятный запах.
Одновременно Машенька начала очень интересно рисовать красками — сначала в стиле Кандинского, а потом — Поллока, и давала всем своим картинам очень многозначительные названия, которые хорошо помнила спустя годы и вообще непонятно откуда брала. Например, нарисовано много белых извитых галочек на темно-синем и багрово-оранжевом фоне и название: «Падшие ангелы взлетают обратно».
Разумеется, родители и бабушки-дедушки такой явной одаренности девочки радовались, но и слегка терялись. Что с ней делать? Как правильно?