«Трудные подростки»: создатели социального проекта вокруг сериала — о его влиянии на общество
С 2019 года вышло 5 сезонов сериала «Трудные подростки». Сейчас проект, ставший хитом, закрыт. Продюсер проекта Наталья Голодова и импакт-продюсер Мария Залунина рассказали «Снобу» о том, как родителям стоит вести себя с проблемными тинейджерами, на какие проекты о социальных проблемах в России стоит обратить внимание и куда подросток может обратиться за помощью в трудный момент.
Как вам кажется, как сериал «Трудные подростки» повлиял на общественную жизнь?
Наталия Голодова: Общее количество просмотров пяти сезонов сериала составило примерно 400 миллионов. Около 2 миллионов взрослых смотрели проект, видели контакты различных НКО и QR-коды в титрах. Это были чьи-то родители, сестры, братья, близкие. Они увидели жизнь нового поколения, узнали о его проблемах. Люди могли вспомнить о похожих ситуациях, задуматься о проблемах подростков, возможно, начать общаться с ними.
80% нашей аудитории — подростки, это примерно 8 миллионов человек. Каждый из них имеет свои личные проблемы и трагедии. В каждой серии именно для них мы оставляли контакты некоммерческих организаций. Мы с актерами распространяли в социальных сетях карточки с информацией об НКО по различным темам и городам, и дети по этим контактам обращались за помощью к организациям.
Раньше я склонялась к тому, что проект ориентирован только на подростков. Потом поняла: он помогает еще и взрослым, пытающимся выстроить коммуникацию со своими детьми. Я тоже мать, и я рада, что принимала участие в этом проекте: он помог мне лучше понять сына. Необходимо быть открытым, не лгать, слушать и слышать друг друга. Я рекомендую взрослым смотреть этот сериал вместе с детьми и не бояться обсуждать любые сложные темы, будь то секс, наркотики, алкоголь, беременность или буллинг.
Мария Залунина: У нас была сверхзадача. Мы хотели, чтобы те миллионы ребят, которые влюбились в сериал, имели возможность получить помощь, поддержку, поняли, что рядом есть взрослый и что просить о помощи не стыдно.
Благодаря нашему проекту сейчас в Государственной думе обсуждаются инициативы по противодействию буллингу, создаются законодательные акты по этой теме. Скоро появится система навигации для подростков по всем молодежным инициативам брендов, медиа, государства и НКО. Такой сайт делает «Национальная Медиа Группа» — это результат пятилетней работы с подростками.
Мы изменили и саму индустрию — первыми создали помогающий чат-бот и интегрировали его в сериал. Далее нашу инициативу подхватили другие продюсеры, другие платформы, и нас это очень радует: они могут чем больше наших коллег будет осознавать свою способность влиять на судьбы зрителей, тем больше мы вместе сможем сделать для наших детей.
Реальные трудные подростки действительно заинтересованы в таком разговоре о своих проблемах? Вы уверены, что они смотрят сериал не просто ради развлечения?
Голодова: Подростки чаще смотрят контент как развлекательный, но благодаря ему они обсуждают свою жизнь и поступки друг друга, поднимают глобальные вопросы. Мы тщательно собирали информацию в течение пяти лет, анализировали комментарии на YouTube, в соцсетях. Подростки пишут нашим актерам: «Благодаря тебе и твоему герою я изменил свою жизнь, взгляды». И таких комментариев много.