Кто был автором пьес, что традиционно приписываются актеру Уильяму Шекспиру?

Знание – силаИстория

Шекспир в окружении Шекспиров

Более четырех с половиной веков назад, 26 апреля 1564 года, в английском городке Стратфорд-на-Эйвоне был крещен младенец по имени Уильям Шекспир. Родился он, предположительно, тремя днями ранее. Пройдет три столетия, и он станет «человеком на все времена» (эта фраза, сказанная о Томасе Море, как нельзя точнее описывает Шекспира). Его будут называть «лучшим драматургом всех времен и народов».

Александр Волков

Свидетели Шекспира

На склоне лет мудрый И. В. фон Гёте признавался: «…Тут только начинаешь понимать, как бесконечно богат и велик Шекспир! Нет, кажется, ничего в человеческой жизни, о чем бы он умолчал, чего бы не воссоздал! И с какой легкостью и свободой!»

И добавлял, сравнивая английского мастера и своих современников: «Шекспир в серебряных чашах подает нам золотые яблоки. Изучая его творения, и мы наконец получаем серебряные чаши, но кладем в них одну картошку» (И. П. Эккерман. «Разговоры с Гёте в последние годы его жизни», 25.12.1825).

«Шекспир настолько выше всей категории превосходных писателей, насколько он выше и толпы. Он непостижимо гениален, другие – постижимо», – смиренно признавался американский философ Р. У. Эмерсон в очерке «Шекспир, или Поэт» («Представители человечества», 1850).

«…До чего изумителен Шекспир! Не могу прийти в себя, – не скрывал своего восхищения А. С. Пушкин. – Читайте Шекспира, он никогда не боится скомпрометировать своего героя, он заставляет его говорить с полнейшей непринужденностью, как в жизни» (письмо Н. Н. Раевскому-сыну, июль 1825).

Неюбилейное

Однако со временем в потоке славословий стали слышны и другие ноты. В середине XIX века американка Делия Бэкон (1811—1859) стала утверждать, что актер Уильям Шекспир не сочинил ни строчки из тех пьес, что ему якобы приписывают. В 1857 году она выпустила книгу «The Philosophy of the Plays of Shakespeare Unfolded» («Разоблачение философии пьес Шекспира»). Правда, пару лет спустя она умерла в психиатрической лечебнице, но сомнения были посеяны. Впрочем, требовалось время, чтобы они разрослись. Пока же гипотеза госпожи Бэкон была резко раскритикована и высмеяна теми, кто не имел несчастья испытать на себе прелести тогдашней «карательной медицины».

Делия Бэкон. Май 1853 года

Казалось бы, все эти то ли 37, то ли 38, то ли 39 пьес, написанных Шекспиром (атрибуция нескольких произведений, приписываемых ему, разнится. – А. В.) – комедий, трагедий, исторических хроник, сказочных фантазий, помноженных на бесчисленные подражания, вариации, инсценировки, киносценарии, оперные либретто, – должны окончательно и бесповоротно растоптать малейшие ростки сомнений. Но они уцелели и за последние полтора века пышно разрослись, хотя их старательно истребляют.

Всё питает эти ростки, если внимательнее приглядеться к жизни и творчеству Шекспира. Начнем хотя бы с его биографии.

Она умещается в несколько строк. Для сравнения у Иоганна Вольфганга Гёте, жившего всего полтора века спустя, можно на протяжении нескольких десятилетий документировать едва ли не каждый день.

В самом деле, мыслимо ли такое, чтобы от «величайшего драматурга всего и вся», почитаемого еще при жизни, не осталось ни единой рукописи пьесы, ни письма, ни дневниковой страницы? Ничего, что он написал бы собственной рукой. Подобает ли «величайшему драматургу» вдобавок иметь столь жалкую биографию?

Родился в семье ремесленника. Выступал в Лондоне актером. Разжившись деньгами, вернулся в Стратфорд.

Немногие сохранившиеся документы рассказывают нам не о творческом пути писателя, а о мелких долгах и мелочных страстях. В 1600 году в Лондоне он привлек к суду Джона Клейтона из-за долга в семь фунтов. В том же году судился с Филипом Роджерсом из-за двух шиллингов. Позднее вступил в тяжбу с ним из-за солода на сумму в один фунт 15 шиллингов 10 пенсов. Наконец, в 1608 году подал жалобу на Джона Эдинбрука из-за долга в шесть фунтов.

Британский историк Хью Тревор-Ропер, специалист по XVII веку, написал для лондонской газеты «Evening Standard» неутешительный «некролог» к четырехсотлетнему юбилею Шекспира: «Никаких посмертных почестей ему не было оказано. Судя по сообщениям, дошедшим до нас, он не получил школьного образования, у него не было друзей-литераторов. Когда он умер, у него не осталось никаких книг, да и писать он не умел. Правда, было найдено шесть его подписей, но фамилия всякий раз была написана иначе, буквы в ней менялись. К тому же подписи выглядели такими корявыми, что некоторые графологи утверждали, будто рукой Шекспира водил какой-нибудь грамотей. Помимо этих каракулей, им не написано ни слога».

Хью Тревор-Ропер

Обозреватель газеты констатировал: «Шекспир умер в 1616 году, и этот абзац вмещает все, что мы с уверенностью можем сказать о величайшем поэте, который когда-либо жил».

На почве этих скупых фактов и разрастаются самые пышные фантазии о том, кто действительно был автором тех пьес, что традиционно приписываются актеру Уильяму Шекспиру. Немало людей, в их числе известные писатели и литературоведы, уверены в том, что человек, не оставивший ни строчки им написанного, не мог и сочинить эти знаменитые пьесы, что столетиями не сходят со сцен крупнейших театров мира. Семена сомнений, посеянных Делией Бэкон, давно взошли, превратились в чащу самых диких гипотез и догадок.

Более полувека назад, в 1964 году, к упомянутому уже юбилею в этом царстве фантазий была произведена скрупулезная перепись «подданных». Выяснилось, что на авторство «Макбета», «Гамлета», «Отелло» и других пьес претендуют, помимо Шекспира, 57 человек, живших в Англии в елизаветинскую эпоху. На роль драматического творца примеривались чуть ли не все известные деятели того времени: английский путешественник и поэт Уолтер Рэли, пират Фрэнсис Дрейк, королева Елизавета и даже ее несчастная соперница Мария Стюарт.

Имя Анонима

Большинство этих гипотез, впрочем, не прошли проверку практикой. Они недостоверны, а то и абсурдны. С историческими фактами они зачастую расходятся во всем, кроме отдельных случайных совпадений и нарочито притянутых эпизодов.

Так что почти все эти гипотезы давно полегли на поле научных битв и споров, но некоторые выжили, и чем пристальнее мы вглядываемся в отдельные версии, тем настойчивее закрадывается догадка, что одна из них, может быть, открывает нам подлинную истину – открывает имя великого Анонима, который попытался навеки скрыться под маской Шекспира. Так вот они, претенденты на главную роль, отборная команда невероятно талантливых современников Шекспира, каждый из которых вполне мог годами дурачить публику, подсовывая стакнувшемуся с ним актеру одну пьесу за другой:

  • английский философ, юрист и лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон (1561— 1626);
  • Эдуард де Вер (1550—1604), 17‑й граф Оксфорд;
  • Уильям Стэнли (1561—1642), 6‑й граф Дерби;
  • Роджер Меннерс (1576—1612), 5‑й граф Ратленд;
  • поэт и драматург Кристофер Марло (1564—1593).

Перед сторонниками этих соперничающих между собой теорий были три одинаковые задачи. Им надлежало доказать:

  1. что актер Уильям Шекспир не писал пьес, которые традиционно приписываются ему, но позволял их печатать и ставить на сцене под его именем;
  2. что предлагаемый претендент мог написать все эти пьесы разных жанров и
  3. что у претендента и людей из его окружения имелись очень веские причины скрывать его авторство не только при жизни, но и после его смерти.

В одном пункте все «антистратфордианцы» (так называют противников официальной версии «Шекспир – наше всё») сходятся и помогают друг другу. Они скрупулезно собирают аргументы и факты, свидетельствующие, что необразованный актер из английской глубинки не мог додуматься до таких вот поэтических (и даже политических) откровений.

Внимательный анализ произведений «Шекспира» показывает, что их автор обладал глубокими познаниями в античной литературе. Его пьесы изобилуют историческими отсылками и мифологическими аллюзиями, свидетельствуют об отличном знании географии Италии. Что касается современности, то автор должен был хорошо знать юриспруденцию и морское дело. А еще он был великолепно знаком с придворным этикетом и порядками, заведенными при королевском дворе – так же, как (прибегнем к такому сравнению) граф Лев Николаевич Толстой блистательно знал нравы высшего света, а провинциал-разночинец Глеб Успенский – только нравы Растеряевой улицы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Остаться в живых Остаться в живых

10 навыков, необходимых путешественнику. Советы Миклухо-Маклая

Вокруг света
Что такое ASMR-видео и как они влияют на наш мозг Что такое ASMR-видео и как они влияют на наш мозг

Почему нам так нравится ASMR-контент?

ТехИнсайдер
«Махнул пером – отдал сыграть...» «Махнул пером – отдал сыграть...»

Отнести ранние драматургические опыты Грибоедова к «комедийкам» будет неверно

Знание – сила
5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака 5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака

Что такое «серый», или «седой» развод?

Psychologies
Сердечные орешки! Сердечные орешки!

Как растут орешки кешью?

Наука и жизнь
«Это сейчас был сексизм»: как микрофеминизм помогает женщинам бороться за свои права «Это сейчас был сексизм»: как микрофеминизм помогает женщинам бороться за свои права

Что такое микрофеминизм, как он может помочь женщинам в борьбе за равенство?

Forbes
Достаточно лучшего Достаточно лучшего

Авторский интерьер с атмосферой дорогого отеля для элегантной молодой пары

SALON-Interior
«ОКМО» возможностей «ОКМО» возможностей

Индекс коммуникационной состоятельности  медийных команд атомных городов

Позитивные изменения
«Министерство неджентльменских дел»: почему фильм Гая Ричи проигрывает Тарантино «Министерство неджентльменских дел»: почему фильм Гая Ричи проигрывает Тарантино

Как долгожданный экшен британского режиссера пытается развлекать зрителя

Forbes
«И плакал ангел, и слезы его были, как камни». Евгений Водолазкин о «Лавре», средневековье, любви и времени «И плакал ангел, и слезы его были, как камни». Евгений Водолазкин о «Лавре», средневековье, любви и времени

Евгений Водолазкин о его первом романе и средневековом представлении о времени

СНОБ
10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя 10 цитат Алеси Кафельниковой о важности психотерапии и умении принимать себя

Цитаты Алеси Кафельниковой — символа российского гламура нового поколения

Psychologies
Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке

Как идеи, родившиеся в светском салоне, превратились в социальный эксперимент

Forbes
Обмен дарами: почему мы так нуждаемся в отношениях Обмен дарами: почему мы так нуждаемся в отношениях

Почему мы нуждаемся друг в друге и как закрепить значимые для нас связи?

Psychologies
Нулевое свидание: как перестать тратить время на встречи с неподходящими мужчинами с сайтов знакомств Нулевое свидание: как перестать тратить время на встречи с неподходящими мужчинами с сайтов знакомств

Как превратить первую встречу с парнем из пытки в отличное развлечение

VOICE
Медные слитки из минойского дворца Агия-Триада отлили из уральской руды Медные слитки из минойского дворца Агия-Триада отлили из уральской руды

Ученые проанализировали состав 15 медных слитков, обнаруженных на Крите

N+1
8 мужских ролей, доставшихся актрисам 8 мужских ролей, доставшихся актрисам

Боевики, фантастика и триллеры — мужская вотчина, в которую ворвались женщины

Maxim
И ничего серого! И ничего серого!

Jimmy — продуманная, необычная и интересная яхта

Y Magazine
Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Как и почему сериал о сталкинге «Олененок» завоевал так много поклонников

Psychologies
Куратор Анна Малай: Возможно, настало время снова поговорить о любви? Куратор Анна Малай: Возможно, настало время снова поговорить о любви?

Анна Малай о том, каково совмещать роли художника и куратора

СНОБ
Спаржевый стартап Спаржевый стартап

Олег Жолобенко выращивает деликатесную агрокультуру в Черноземье

Агроинвестор
Акварелист-виртуоз и фаворит президента. Что нужно знать про художника Сергея Андрияку Акварелист-виртуоз и фаворит президента. Что нужно знать про художника Сергея Андрияку

Как художник Сергей Андрияку относился к искусству и почему стал известным?

СНОБ
Без комплексов Без комплексов

Изучим самые распространенные женские причуды и варианты терапии

Лиза
Битва за Берлин: квинтэссенция опыта советской армии Битва за Берлин: квинтэссенция опыта советской армии

Как проходила финальная битва Великой Отечественной войны

Монокль
Осторожно, у вас гений. Как помочь ребенку, опережающему в развитии Осторожно, у вас гений. Как помочь ребенку, опережающему в развитии

Как воспитывать ребенка, если он вундеркинд?

СНОБ
Почему желтеет маникюр и как избежать изменения цвета лака для ногтей Почему желтеет маникюр и как избежать изменения цвета лака для ногтей

Как предотвратить желтизну маникюра со стойким покрытием

VOICE
Какие популярные игры были запрещены в разных странах Какие популярные игры были запрещены в разных странах

Собрали 8 известных игр, которые были запрещены в ряде стран

Maxim
Машина для большой семьи, которая вызывает ностальгию: обзор кросс-вэна Suzuki Ertiga Машина для большой семьи, которая вызывает ностальгию: обзор кросс-вэна Suzuki Ertiga

Олдскульный семиместный кросс-вэн Suzuki Ertiga

ТехИнсайдер
Возможно ли отбелить зубы в домашних условиях? Узнайте простое объяснение экспертов! Возможно ли отбелить зубы в домашних условиях? Узнайте простое объяснение экспертов!

Могут ли помочь средства для домашнего отбеливания зубов?

ТехИнсайдер
Стиль твоей удачи Стиль твоей удачи

Минимализм или классика: самый подходящий интерьер для твоего знака зодиака

Лиза
Городские реки оказались мощным источником парниковых выбросов Городские реки оказались мощным источником парниковых выбросов

За год из городских рек в атмосферу поступает ~80 млн. тонн углекислого газа

N+1
Открыть в приложении